Формирование и построение мастер-плана: Методические рекомендации по самостоятельному изучению раздела 2 курса "Этика делового общения", страница 50

Отношения персонала образуют сложную, изменяющуюся, взаимосвязанную систему, где можно выделить несколько видов отношений.

Каждый из видов отношений не существует абсолютно независимо от другого, но и их самостоятельность относительна, и точных границ между ними нет. Тем не менее качественно они различаются на основе трех моделей общения:

Модель "Сверху ® вниз" со своими модельными правилами.

Модель "Снизу ® вверх" и ее модельные правила.

Модель "По горизонтали", имеющая также свои модельные правила.

В слаженном коллективе формируется система деловых и личных взаимоотношений, которые дополняют друг друга, и играют различную роль в удовлетворении потребностей и интересов всех членов коллектива.

Отношение персонала к работе отражается и "в чести мундира", и в "духе коллектива", и в "лице командира".

В ситуациях, когда разрушаются официальные отношения, на первый план выходят положительные проявления людей в коллективе.

Лояльность — когда члены коллектива могут ссориться и спорить друг с другом, но для внешнего окружения они составляют единый фронт. Можно критиковать друг друга, но твердо отметать критику извне.

Уважение — это когда члены коллектива признают превосходство коллег, их особые познания в некоторых областях и считаются с ними, несмотря на личные пристрастия.

Терпимость — когда члены коллектива мирятся с недостатками друг друга.

Полное доверие — это проявление, когда члены коллектива знают, что получат помощь от каждого члена коллектива, потому что сами всегда оказывают ее другому человеку, когда это необходимо.

Американский психолог Дж. Морено пишет, что известны четыре типа поведения людей в коллективе, которые отражают отношение члена коллектива к ее задачам, целям и обеспечивающим их нормам поведения:

1. Внутригрупповая внушаемость — бесконфликтное, неосознаваемое принятие общего мнения коллектива.

2. Конформность — осознанное внешнее согласие с мнением группы людей при внутреннем расхождении.

3. Негативизм — это когда человек во всем противится мнению группы людей, демонстрируя на первый взгляд крайне независимую позицию, то есть он "привязан" к групповому мнению, но всегда с противоположным знаком.

4. Коллективизм — это тип поведения личности в коллективе, для которого характерно избирательное отношение к ее любым влияниям, к мнению группы, продиктованное сознательным следованиям ее целям и задачам.

Большое психологическое значение для отношения персонала к работе имеют особенности слов, мимики, жестикуляция и действия в зависимости от ситуации. А мимика, жесты, движения — ваше тайное оружие в общении.

Более высокие стандарты достигаются социально-психологическим климатом в коллективе.

Социально-психологический климат (СПК) — это преобладающий в коллективе относительно устойчивый психологический настрой его членов, проявляющийся в отношении друг к другу и происходящим событиям.

Признаками благоприятного СПК есть:

P доверие и высокая требовательность друг к другу;

P доброжелательная и деловая критика;

P достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении;

P свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива;

P удовлетворенность принадлежностью к фирме;

P терпимость к чужому мнению.

Социально-психологический климат в коллективе представляет собой специфическое явление, которое слагается из особенностей восприятия человека, оценок и мнений, готовности к реагированию на слова и поступки окружающих. Из всего этого и складывается отношение персонала к работе.

Попробуйте в Мастер-план включить то, что подходит именно вашему коллективу.

Таким образом, создание положительного внешнего имиджа — нечто большее, чем просто хорошая рекламная кампания. Это очень сложный и многогранный процесс, все части которого взаимосвязаны и взаимозависимы. План наиболее эффективен тогда, когда все его разделы работают вместе.