Вопросы № 1-68 и ответы на них к зачету по курсу «Маркетинговые исследования» (Сущность и значение маркетинговых исследований, основные этапы развития. Основные этапы процесса наблюдения), страница 9

18. Панел  исследов. Панель - выбороч совокупн опрашив единиц, подверг повтор-ся исследов, причем предмет исслед остается постоян. Членами панели явл: отдельн потребит, семьи, организ торговли и промышл, эксперты, которые с определен оговорк остаются постоян. Преимущ:  дает возможность сравнив результ последующих опросов с итогами предыд и устанавл тенденц и законом развития изучаем явлений; обеспеч более высокую репрезентатив выборки по отнош к генерал совокупности. Виды панелей: *По времени существ (краткоср (сущ не более года) и долгоср (не более пяти лет). Долгоср  могут давать непрер либо периодич инфор. Непрер инфор фиксируется в дневн ежедневно, а сами дневники высыл организаторам исслед через определ промеж времени. Период инфор поступает по мере провед опросов в виде заполн анкет); *Характ изучаем единиц (= потребит, членами котор выступают индив потребители, семьи или домаш хозяйства; =торговые, членами которых явл торговые организ и отдел лица, заним торговлей; = промышл предпр, выпуск исслед товары; = экспертов-специал по изуч проблеме. От состава панели  зависит информ, получен при провед опросов); * Характеру изучаем проблем (предметов изучен) (общие и специализ. Специализ панели созданы для изучен отдел товаров или товарных групп. Специализ панель может быть также нерепрезент, например, может формиров как панель активистов, т.е. людей, которые располаг определ товаром и охотно дают о нем информацию. Подобные панели использ для предварит анализа проблемы);  *Методам получ информ (1. члены панели высылают требуемую информ (заполн дневники, опросн листы) почтой; 2.члены панели интервьюируются; 3)члены панели заполн дневники или опросные листы, но собир информ специал работники; 4)члены панели интерьюируются через определ промеж времени, а внутри времен интерв высыл информ по почте).

24. Расчет объема выборки, требования.Основн подходы: 1)Произвол подход основан на примен «правила большого пальца». Данный подход явл прост и легким в исполн, однако не представл возмож установить точность получ результ. При достат большой совокупн он к тому же может быть и весьма дорогим. 2)Объем выборки может определ на основе статистич анализа. Этот подход основан на определ миним объема выборки исходя из определ требов к надежн и достовер получаем результатов. Он также использ при анализе получен результ для отдельных подгрупп, формир в составе выборки по полу, возрасту, уровню образов. Требов к надежн и точности резул для отдел подгрупп диктуют определ требования к объему выборки в целом. 3) Основан на расчете доверит интервалов - это диапазон, крайним точкам которого соответ определен % определ ответов на какой-то вопрос. Данное понят тесно связано с понятием «среднее квадрат отклон изучаемого признака в генерал совокупн»: чем оно больше, тем шире должен быть доверит интервал, чтобы включить в свой состав, например, 95% ответов. Исходной информ, необход для реализ данного подхода, явл: 1. Величина вариации, которой, как считается, обладает совокупн. 2. Желаемая точность. 3. Уровень доверительн, которому должны удовлетв результ проводимого обследов. Объем выборки определ по формуле когда на задан вопрос сущ только два варианта ответа: z - нормиров отклон, определ исходя из выбран уровня доверител; р - найден вариация для выборки; q = (100 - р); е -допустим ошибка.