Руководство по техническому обслуживанию и ремонту гидравлических и фрикционных гасителей колебаний локомотивов № ЦТтр-10, страница 57


 .

Если гидрогаситель реализует сопротивление между второй и первой степенью скорости, то коэффициент линеаризации следует интерполировать из диапазона . При , Km=1,1; а при   .

Таким образом, критериями оценки работоспособности гидрогасителя в эксплуатации служат:

–  полнота рабочей диаграммы Кп и ее соответствие эллипсу

;

–  параметр сопротивления и его соответствие расчетным пределам для завода и депо:

, , , где b0  – оптимальное значение параметра сопротивления в соответствие усилий сопротивления гасителя заданным значениям при контрольных скоростях поршня, кНс/м;

–  ограничение максимальных усилий предохранительным клапаном и упругим включением

,   с=mv2;

–  доля упругого хода упруго включенного буксового гасителя и ее соответствие расчетным пределам

,   Jу=0,2 , су=(2…3)с;

       - уровень или объем жидкости в гасителе, не ниже минимально


допустимого

;

–  плотность гидросистемы по утечкам жидкости через зазоры, предохранительный клапан и прочие неплотности,  t>.

Критериями работоспособности фрикционных гасителей в эксплуатации служат:

–  защищенность трущихся поверхностей от снега, пыли, влаги, масла и механических повреждений, ограничение давления Р£0,4 МПа, стабильность трения;

–  расчетная сила трения F0 и ее соответствие расчетным пределам для завода и депо:

DFэ=(0,8…1,2)F0, ,  DFз=(1,2…1,05)F0, ,   DFд=(1,2…0,95)F0,;

–  минимальный и равномерный износ поверхности трения  Dр£3 мм, Dп£6 мм;

–  жесткость упругого включения упруго включенного гасителя в расчетных пределах  су=(2…3)с ;

–  доля упругого хода и люфта ау+D»е, где е – амплитуда неровности

Наполнение и дросселирование жидкости в гидрогасителях

Работоспособность гидрогасителей определяется процессами наполнения полостей цилиндра рабочей жидкостью и ее дросселирования через калибровочные отверстия. Качество процесса наполнения характеризуется:

–  снижением сопротивлений трению жидкости и местных сопротивлений потоку на перепускных участках от рекуперативной до поршневых полостей;


–  наличием уровня жидкости в гасителе, перекрывающего нижний впускной клапан: при заправке максимума емкости , где lп – ход поршня, lр – длина рекуперативной полости, а при эксплуатации в межремонтный период – минимум потерь до минимального уровня Vmin , определяемого испытанием на стенде в условиях, близких к эксплуатационным;

–  мерами удаления воздуха из полостей высокого давления: расположение дросселей в наивысших точках полостей, ограждение взбалтывания и вспенивания жидкости и пр.;

–  обеспечение максимума перепускного сечения и минимума инертности (массы) впускного клапана;

–  ограничение скорости поршня от высокочастотных составляющих упругим включением, установкой гасителя в кузовную ступень подвешивания и пр.;

–  ограничение вязкости жидкости, особенно при низких температурах окружающей среды, пологая вязкостно-температурная зависимость.

Качество процесса дросселирования определяется уравнением перепада давления или расхода жидкости в цилиндре по Бернулли

, или, с учетом неразрывности гидропотока

  , , где x – коэффициент расхода (истечения), и характеризуется следующими закономерностями:


–  параметр квадратичного сопротивления гасителя g пропорционален плотности жидкости r , кубу эффективной площади поршня Fэ и обратно пропорционален квадрату сечения дросселя и неплотностей цилиндра f=Sfi ;

–  изменение параметра пропорционально изменению зазора в соединениях ; определяющим является зазор между штоком и направляющей;

–  с увеличением вязкости масла (плотности r) возрастает сопротивление гасителя, но не более расчетного из-за ухудшения процесса наполнения;

–  медленная и неплотная посадка диска впускного клапана приводит к потери рабочего хода и снижению сопротивления гасителя, поэтому легкие диски должны равномерно поджиматься по окружности слабой пружиной к посадочному гнезду;

–  неполное заполнения цилиндра жидкостью и попадание воздуха в полости высокого давления приводят к снижению усилия сопротивления и повышению степени его нелинейности;

–  оптимальная характеристика неупругого сопротивления до ограничения усилия – линейная; кроме того, она должна соответствовать характеристике параллельной упругой связи;

–  если упругая связь оценивается параметром жесткости, то неупругая – параметром диссипации.