Руководство по техническому обслуживанию и ремонту гидравлических и фрикционных гасителей колебаний локомотивов № ЦТтр-10, страница 35


полости к следующему ходу сжатия. Объём рабочей жидкости проверяется откручиванием болта 13 при растянутом гасителе на 60 мм от сжатого положения: уровень жидкости в рекуперативной камере гасителя должен соответствовать резьбовому отверстию для этого болта.

Гидрогаситель ТЕ 1-10А 2905006

В цилиндре 9 (рисунок 3.7) размещен шток 26 с поршнем 14, имеющим перепускные отверстия, перекрытые с двух сторон упругими пластинами 12 и 28, которые через тарели 10 и 27 поджаты с натягом гайкой 10 (S 22). Крутящий момент затяжки гайки 10 должен быть 50…70 Н·м. На выступах поршня выполнены дроссельные щели. В канавку поршня вставлено фторопластовое уплотнительное кольцо 13.

Снизу цилиндр закрыт днищем 5, в котором смонтирован обратный (впускной) клапан, содержащий три пластины 6 (верхняя – с дроссельным вырезом), поджатые к седлу клапана  податливой пружиной 29 через нажимной диск 30. Пружина 29 уперта в фасонную цилиндрическую крышку 7, которая по внешнему диаметру запрессована между днищем и цилиндром, а в центральной части имеет отверстие для прохода рабочей жидкости.

Сверху цилиндр закрыт направляющей 17 с запрессованной в нее металлофторопластовой втулкой 15, в которой с минимальным зазором пропущен шток 26. Выход штока уплотнен манжетой 22, в направляющей выполнены сливные наклонные отверстия 24.


Рисунок 3.7 – Гидравлический гаситель ТЕ1-10А 2905006


Вся цилиндро-поршневая группа в сборе закреплена гайкой 18 в корпусе 8 через фасонную крышку 21, фиксирующую своим заплечиком манжету 22 в выточке направляющей 17. При этом зазор между направляющей 17 и корпусом 8 уплотнен резиновым кольцом 23, поджатым гайкой 18 через металлическое кольцо 16. Гайка 18 затянута  крутящим моментом 120…150 Н·м.

Цилиндр гасителя (полости А, Б) полностью, а кольцевая полость между цилиндром и корпусом (полость В) – частично заполнены рабочей жидкостью общим объемом (500+10) см³ (изготовитель применил трансформаторное масло Т 750 ГОСТ 982-80).

На наружном конце штока 26 приварен фланец 20, проушина 19 и защитный кожух 25. К корпусу 8 приварены основание 31 с  проушиной 1. В проушинах 1 и 19 установлены втулки резиновые 2 и металлические 4. Резиновые втулки ограничены с торцов кольцами 3, надетыми на металлическую втулку 4.

Гаситель колебаний своими проушинами 1, 19 крепится к кронштейнам буксы колесной пары и рамы тележки тепловоза ЧМЭ 3. При  движении тепловоза шток с поршнем совершает возвратно-поступательное движение относительно цилиндра.

На ходе сжатия жидкость вытесняется поршнем из подпоршневой полости А через дроссельные отверстия в поршне и отжатые пластины 28 в надпоршневую полость Б и через дроссельный вырез в верхней пластине днища – рекуперативную полость В. При этом реализуются силы неупругого сопротивления, препятствующие движению штока с поршнем.

При повышенной скорости поршня под давлением рабочей жидкости в полости А нажимной диск 30 изогнет пластины 6 в днище 5, жидкость будет протекать через отверстия в диске 30 и образовавшуюся кольцевую щель между диском и пластинами, что ограничивает усилия


сопротивления на расчетном уровне, регулируемом количеством пластин в днище.

На ходе растяжения жидкость из надпоршневой полости Б вытесняется через дроссельные щели на выступах поршня в подпоршневую полость А. При этом реализуются силы неупругого сопротивления. Вследствие того, что объем рабочей жидкости, перетекающей из надпоршневой полости Б не достаточен для заполнения подпоршневой полости А, в последней понижается давление. Перепадом давлений в подпоршневой полости А и в рекуперативной полости В открывается обратный клапан в днище – поднимаются от седла пластины 6, преодолевая сопротивление податливой пружины 29 с нажимным диском 30, жидкость из полости В пополняет недостающий объем жидкости в полости А.

При повышенных скоростях поршня на ходе растяжения увеличивающимся давлением рабочей жидкости в полости Б отгибаются от пропускных отверстий поршня пластины 12 и жидкость в объеме, существенно большем, чем через дроссельные щели, перетекает в подпоршневую полость А через перепускные отверстия в поршне. Вследствие этого ограничивается давление в надпоршневой полости и силы сопротивления на ходе растяжения гасителя на расчетном уровне, который регулируется количеством пластин в комплекте 12.

Технические характеристики гасителей колебаний тепловозов ЧМЭ 3 приведены в таблице 3.5, нормы допусков и износов гасителей в таблицах 3.6. Основные неисправности гасителей ЧМЭ 3 в эксплуатации и способы их устранения приведены в таблицах 3.7, 3.8.