Руководство по техническому обслуживанию и ремонту гидравлических и фрикционных гасителей колебаний локомотивов № ЦТтр-10, страница 53


АЦП, монитор, клавиатуру управления и печатающее устройство. На кинематической схеме рисунка 6.3д показан мотор-редуктор 1, выходной вал которого связан с коленвалом 2 и шатуном 3.

Верхний конец шатуна 3 соединен с ползуном 4, к которому крепится зажимное устройство 5 корпусной проушины испытываемого гасителя 6. Штоковая проушина гасителя  зажимается крепительным устройством 7. Силоизмерительное устройство 8 жестко крепится к остову стенда. На передней опоре стенда установлен датчик угла поворота 9, который через муфту соединен с передним концом коленчатого вала 2.

С помощью клавиатуры управления запускают процесс испытания гасителя, который сначала включает (при необходимости) электродвигатель привода наклона стенда (условно не показан), а затем -  электродвигатель силового привода. Силовой привод воздействует на гаситель 6 с определенной частотой и амплитудой. Вращение коленчатого вала 2 фиксируется датчиком угла поворота 9, а усилия сопротивления гасителя 6 передаются силоизмерительному устройству 8. Информация с датчика угла поворота 9 и деформация силоизмерительного устройства 8 преобразуется в электрические сигналы, которые подаются на соответствующие входы платы АЦП 10. После преобразований на мониторе    11    отображается    информация    о    результатах    испытания гасителя 6.

В процессе испытания стенд обеспечивает:

- ведение журнала испытаний (создание базы данных);

- печать протоколов испытаний;

- статистическую обработку результатов испытаний с выдачей заключений по качеству работы гасителей поступающих с заводов-изготовителей, прошедших ремонт, находящихся в эксплуатации.


7 ФРИКЦИОННЫЙ ГАСИТЕЛЬ КОЛЕБАНИЙ ТЕПЛОВОЗОВ 2ТЭ116, 2ТЭ10М (В)

Фрикционные гасители ограничивают амплитуды колебаний рамы тележки. За счёт знакопеременного фрикционного трения энергия механических колебаний преобразуется в тепловую и рассеивается в окружающую среду. Это трение возникает при взаимных перемещениях трущихся пар, вызванных колебаниями тележки. Трущиеся пары выполняют из износостойких фрикционных материалов с расчетным коэффициентом трения скольжения . Силы трения, определяются состоянием пар трения  и усилием их поджатия.

Критерием работоспособности фрикционных гасителей колебаний в эксплуатации служат: расчетная сила трения и ее стабильность, минимальный и равномерный износ поверхностей, жесткость упругого включения, доля упругого хода,  защищенность трущихся пар от снега, пыли, влаги, масла и механических повреждений.

Устанавливаемый на тепловозах 2ТЭ116, 2ТЭ10М(В) фрикционный гаситель телескопически-поршневого типа представлен на рисунке 7.1.

В корпусе 4 размещены два вкладыша 8 с фрикционными накладками 7 из вальцованной тормозной ленты, поджимаемые пружиной 11 к стальному поршню 6. Поршень соединен штоком 5 через резинометаллические амортизаторы 3, сферические вкладыши 2 обоймы 1 с кронштейном буксы. Корпус закрыт нажимной 10 и защитной пластмассовой 9 крышками. Фрикционная накладка (вальцованная тормозная лента) приклеена клеем-фиксатором к вкладышам и закреплена шестью заклёпками. Перед сборкой сферические поверхности обойм 1 и вкладышей 2 покрывают смазкой ЖРО ТУ32 ЦТ-520-73. Пластмассовая крышка 9 ограждает рабочие поверхности от влаги и пыли.


 


Рисунок 7.1 -Телескопический поршневой гаситель

 колебаний тепловоза 2ТЭ116

При колебаниях надрессорного строения тепловоза стальной поршень совершает возвратно-поступательное движение относительно вкладышей с тормозной вальцованной лентой. Фрикционное трение между поршнем и лентой обеспечивает необходимые силы неупругого сопротивления для ограничения амплитуд колебаний тепловоза.

Размеры деталей гасителя сведены в таблице 7.1, а возможные неисправности и способы их устранения — в таблице 7.2.

Внешний осмотр ФГ производят при ТО-2, ТО-3 и ТР. Ремонтируют

ФГ при среднем и капитальном ремонтах.


Таблица 7.1 - Размеры деталей фрикционного гасителя колебаний тепловоза 2ТЭ116, 2ТЭ10В, 2ТЭ10М