Основы учения об эпидемическом процессе: Учебное пособие

Страницы работы

76 страниц (Word-файл)

Содержание работы

ОСНОВЫ УЧЕНИЯ ОБ ЭПИДЕМИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

О Г Л А В Л Е Н И Е

В В Е Д Е Н И Е............................................... 3 ГЛАВА I. ПРИЧИНА И УСЛОВИЯ ЭПИДЕМИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА........... 6

1. Проблема причинности в эпидемиологии................   6

2. Причина эпидемического процесса (эволюционно-экологическая сущность взаимодействующих биосистем).................................... 10

Популяция возбудителя

Паразитизм

Патогенность

Популяция макроогранизма

Восприимчивость (иммунорезистетность)

Источник возбудителя инфекции

3. Условия развития эпидемического процесса.............  37 Социальные  и  природные  условия  как категории  теории  эпидемического

процесса.

Механизм передачи возбудителя инфекции.

4. Взаимодействие причинных факторов и условий

в эпидемическом (эпизоотическом) процессе............  44

ГЛАВА II. МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ И ПРОЯВЛЕНИЯ ЭПИДЕМИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

(ТЕОРИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПАРАЗИТАРНЫХ СИСТЕМ)...........  48

1. Предпосылки ревизии  существующей  теории эпидемического процесса..............................  48

2. Этапы формирования новой теории и борьба идей в эпидемиологии.................................  54

3. Основные положения новой теории......................  61

4. Общеметодологическое и научно-практическое значение теории саморегуляции паразитарных систем...............................................  78 ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................  83 ЛИТЕРАТУРА...................................................  84


Светлой памяти Учителя посвящается. Авторы.

В В Е Д Е Н И Е

Теория эпидемического процесса, как и любая другая научная концепция, нуждается в определенной системе изложения, позволяющей логически связать основные ее положения, категории и законы в единое целое так, чтобы можно было познавать составные части в рамках системного подхода. В трудах выдающихся отечественных эпидемиологов (Л.В.Громашевского, И.И.Елкина и др.), тем более их предшественников, учение об эпидемическом процессе не было четко стуктурировано. В учебниках и руководствах 60-70-х годов и даже в более поздних изданиях (18, 21) обычно выделялось три раздела: учение об инфекции или эволюция паразитизма и патогенности возбудителя с классификацией инфекционных болезней; категории общей эпидемиологии (определение источника инфекции, механизма передачи возбудителя, восприимчивости макроорганизма) и законы, в основном сформулированные Л.В.Громашевским или их более поздние модификации; движущие силы эпидемического процесса (социальный, природный и биологический факторы) и его проявления.

Впервые научно рациональная дифференцировка основ учения об эпидемическом процессе на 3 раздела была введена В.Д.Беляковым в учебнике "Военная эпидемиология" (1976 г.). В дальнейшем она получила развитие (6, 7) на основе безукоризненной логики, заключающейся в том, что научное решение любой проблемы сводится к ответу на 3 взаимосвязанных вопроса: почему возникает явление или развивается процесс (причина и условия); как действует или функционирует эта причина в данных условиях (механизм возникновения явления или процесса); что получается в итоге действия причины (проявление процесса).

Действительно, выделение в теории эпидемического процесса трех соответствующих разделов представляется необходимым, тем более, что с утверждением новой эпидемиологической парадигмы (4, 5) вскрыта сущность ответа на поставленные вопросы. Однако, в развитие идеи В.Д.Белякова, кажется более целесообразным объяснять механизм эпидемического (и эпизоотического) процесса с позиций именно фазового развития паразитарных систем. Механизм передачи

инфекции, связанный не только с условиями среды (факторами передачи), но и с характеристиками самого возбудителя и восприимчивости людей на популяционно-видовом уровне, логичнее и удобнее рассматривать в первом разделе. При этом все же необходимо учитывать двойственную роль механизма передачи - ведь он является еще и регулятором динамики свойств взаимодействующих популяций, которая раскрывается во втором разделе. Поэтому вышеуказанная категория эпидемического процесса размещена на разработанной нами схеме (рис. 1) на стыке обоих разделов теории.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Эпидемиология
Тип:
Учебные пособия
Размер файла:
434 Kb
Скачали:
0