деляли главное и считали его причиной, например, какой-либо элемент триады (Г.И.Царегородцев, С.В.Петров и др.). Гносеологические корни этих ошибок были в том, что игнорировался популяционный подход, восприимчивость людей отождествлялась с условиями (внутренними в отличие от внешних - природных и социальных), а также преувеличивалась роль социального при недооценке биологического. В известном смысле оказался прав И.В.Давыдовский, в то время не понятый современниками, который призывал исходить в вопросе о причинности в патологии людей из эволюционно-экологического взгляда, а не из антропоцентристского, умаляющего биологическую сущность человека.
Дискуссии о каузальности, этиологии и патогенезе в инфекционной патологии, которые велись в 60-е годы, подготовили почву для обоснования диалектически более правильной точки зрения на причину эпидемического процесса как на взаимодействие двух равнозначных сторон (паразита и хозяина). Только при таком рассмотрении вскрывается принцип внутреннего развития, присущего живой материи, устраняется необходимость в запутанной классификации причин, выявляется сложность и противоречивость прямых и обратных связей взаимодействующих систем. Еще А.Ф.Билибин и Г.П.Руднев (1962) справедливо указывали, что "инфекционная болезнь есть тесное взаимодействие трех факторов, из которых каждый является переменным: микроба, макроорганизма и окружающей среды." Если это положение развить с позиции популяционно-экологического подхода, то оно будет отражать суть эпидемического процесса. В этой связи постановка вопроса о примате - возбудитель или макроорганизм - представляется неправомерной, ибо "взаимодействие исключает абсолютно первичное или абсолютно вторичное" (В.П.Петленко).
Определенным шагом вперед было выделение В.Д.Беляковым в теории (1964, 1976) вместо неоднозначного понятия "движущие силы" раздела "факторы эпидемического процесса", где причина его ассоциировалась с взаимодействием возбудителя и макроорганизма на уровне популяционных и межвидовых (инфекционно-иммунологических) взаимоотношений. Последние, обозначенные как "биологический фактор", в соответствующих условиях внешней среды (социальный и природный факторы) и обусловливают распространение инфекционных заболеваний. В таком подходе уже нет чрезмерного выпячивания социальной природы человека, что можно было видеть в трудах М.Н.Со-
ловьева, И.И.Елкина и других ученых. Однако приверженцы экологического направления в отечественной эпидемиологии (В.Н.Беклемишев, В.М.Жданов, позже - В.Д.Беляков) в своих попытках трактовать причину эпидемического процесса с общебиологических позиций даже в 70-е годы все еще остаются в меньшинстве. Неприятие сторонниками господствующих социальной и социально-биологической концепций вызывает даже термин "экология человека". В то же время в мировой эпидемиологической науке биолого-экологические воззрения, сформулированные Бернетом (1946 г.) и Макси (1959 г.) получают свое признание и дальнейшее развитие.
Само формирование патогенного паразита как причинного фактора инфекционной патологии стало возможным лишь в условиях закономерно осуществляющегося специфического взаимодействия исходных сапрофитических форм с реактивной средой хозяина*. Поэтому нельзя согласиться с Громашевским и его вышеупомянутыми последователями, считавшими, что в процессе взаимодействия движущих сил эпидемического процесса активностью обладают лишь источник инфекции и механизм передачи возбудителя, а восприимчивость макроорганизма выполняет пассивную роль, своеобразную функцию отбора. Понимание причины как взаимодействия двух равноценных сторон в соответствующих условиях среды позволяет вскрыть совокупность прямых и обратных связей в инфекционном и эпидемическом процессах. Методологическое значение принципа причинности в инфекционной патологии состоит в том, что он обеспечивает возможность осуществлять прогнозирование, познавать сущность и свойства вышеописанных взаимодействий, обосновывать проведение рациональных диагностических, лечебных и профилактических мероприятий в постоянно меняющейся социальной и природной обстановке.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.