Основы учения об эпидемическом процессе: Учебное пособие, страница 47

Класс

инфекций

Резервуар

и источники

возбудителей

Механизмы

передачи

Тип распространения инфекций | Среди | Среди | людей | животных |

Антропонозы(болезни от человека)

Вид Homo sapiens

Человек, реже позвоночные животные.

Только у человека:

- аэрозольный;

- фекально-оральный;

- контактный;

- трансмиссивный;

- вертикальный и/или

гемоконтактный.

Цепной и |Веерообразный и | непрерывный |дискретный, реже | (эпидемический |цепной и временный | процесс). |(эпизоотические |

|проявления эпидеми- |

|ческого процесса).  |

|                    |

Зоонозы(болезни от животных)

Виды животных.

Позвоночные животные, реже человек.

Только у животных:

- трансмиссивный

 (облигатный и

факультативный);

- нетрансмиссивный

(контактный и/или

фекально-оральный);

- вертикальный.

Веерообразный |Цепной и непрерыв- | и дискретный, |ный (эпизоотический | реже цепной и |процесс). | временный | | (эпидемические | |

проявления     |                    |

эпизоотичес-   |                    |

кого процесса).|                    |

Сапронозы(болезни от "внешней среды"*)

"Внешняя среда".

Растения,беспозвоночные, реже позвоночные животные.

Только у растений ибеспозвоночныхживотных:

- контактный;

- вертикальный;

- другие механизмы.

Веероообразный |Веерообразный и | и дискретный |дискретный, реже | (эпидемические |цепной и непрерыв- | проявления эпи- |ный или временный | фитотического |(эпизоотические | и/или эпизоотиче|проявления эпифито- | ского процесса) |тического процесса).|

1.5

Примечание: * - Вместе с населяющими ее беспозвоночными животными, растениями и микроорганизмами, включенными в различные паразитарные системы.


Рисунок 2.

МЕХАНИЗМЫ  ВОСПРИИМЧИВОСТИ  ЛЮДЕЙ  К  ИНФЕКЦИИ

-----------                                                                                                                                          ----------------

|локальная|                                                                                                                                          |генотипическая|

-----------                                                                =============================================                                                                ----------------

|  И М М У Н О Р Е З И С Т Е Н Т Н О С Т Ь  |

-----------                                                                =============================================                                                                ----------------

|системная|                                                                                                                                          |фенотипическая|

-----------                                                                                                                                          ----------------

---------------------                                                                   -----------------------------

|И М М М У Н И Т Е Т|                                                       |Р Е З И С Т Е Н Т Н О С Т Ь|

---------------------                                                                   -----------------------------

|

|

---------------                                                           -----------------                                                                                |

|специфический|                                                  |неспецифический|                                                                                |

---------------                                                           -----------------                                                                                |

|     ---------------

-------------                  -------------                    -----------                                     -------------                                    -------анатомические|

|гуморальный|          | клеточный |              |клеточные|                                    |гуморальные|            |                                                   |барьеры                                    |