Структурный анализ и синтез рычажных механизмов. Кинематический анализ рычажных механизмов. Динамика машин с упругими звеньями, страница 9

Введем подвижную локальную систему координат (ЛСК) AXkYk, жестко связанную со звеном и движущуюся вместе с ним. Пусть координаты точки А(xA,yA) начала ЛСК в системе OXoYo известны, так же как и проекции скорости (VAxo, VAyo) и ускорения (aAxo, aAyo) этой точки. Кроме того, пусть известны: относительный угол jk, отсчитываемый от оси Xo до оси Xk против часовой стрелки, угловая скорость звена wk, и его угловое ускорение  ek. Эти величины можно определить методом векторных контуров, как это описано выше.

Связь между координатами точки, измеренными в разных системах координат,  в  матричной  форме  записывается  в  виде:

( 2.36 )

Последовательно дифференцируя выражение ( 2.36 ) по времени, получим  зависимости  для  определения  проекций  скоростей  и  ускорений:

( 2.37 )

Координаты (xSk, ySk) являются конструктивными параметрами, величины (VAx, VAy),  (aAxo, aAyo),  jk,  wk,  ek , определяются методом векторных контуров, как это показано выше. Следовательно все элементы матриц в правых  частях  выражений ( 2.36 ), ( 2.37 ) определены.

Расстановка ЛСК на звеньях механизмов производится по следующим правилам.

1. Начало k-й системы помещается в ту точку k-го звена, кинематические параметры движения которой могут быть предварительно определены.

2. Ось Xk направляется вдоль соответствующего вектора lk (см. векторные контуры в п. 2.3) или параллельно ему, ось Yk - так, чтобы образовывалась правая система координат.

Вообще говоря, эти два правила определяют расстановку ЛСК неоднозначно. Конкретный вариант их расстановки зависит от того, кто реализует решение задачи. Применяемая в данном случае система расстановки показана на рис. 2.6, . . . 2.14. В пакетах ТММ_КР, GETMAN имеются разделы, где  демонстрируется  применяемые  варианты  расстановки  ЛСК.

2.5. Общая  последовательность  кинематического  анализа

Рассмотренные выше метод векторных контуров и метод преобразования координат позволяют произвести полный кинематический анализ механизма. Рассмотрим, как эти два метода взаимодействуют на примере 6-звенного механизма,  представленного  на  рис. 2.16.

Общую последовательность кинематического расчета можно представить следующим  образом. По исходно заданным кинематическим  параметрам движения входного звена  определяются параметры движения той его точки, в которой присоединяется 1-я структурная группа. Производятся расчеты для нее  и вычисляются параметры движения той точки звена структурной группы, в  которой присоединяется следующая. Эти значения  преобразуются в систему координат следующей структурной группы,  производится  ее  расчет  и  т.д.

Рассмотрим эту последовательность подробно. Пусть изначально задан угол поворота кривошипа ОА j01 от оси Xo, значение его угловой скорости  w1, и ускорения e1 в данном положении.

2_16Сначала решаем задачу для контура OA1B1C1, состоящего из входного кривошипа и 3-х шарнирной структурной группы. Решение производим в НСК OXГ1YГ1, естественной для данной группы (см. рис. 2.16). Угол поворота кривошипа в этой системе:

j1 = j01 – y01, где: y01 угол поворота системы OXГ1YГ1 от  OX0Y0 :

Координаты опоры С1(xC1, yC1) должны быть заданы как конструктивные параметры.

2_17Параметры движения шарнира А1 определяем так, как это описано в подразделе 2.2. Далее, производим анализ методом векторных контуров, как это описано в п. 2.3.1. В результате находим j2, w2, e2,  j3, w3, e3 – параметры движения шатуна А1В1 и коромысла В1С1. Методом преобразования координат (см. подраздел 2.4) находим параметры движения центров масс этих звеньев и точки А2, в которой присоединяется следующая структурная группа.

Переходим к следующему контуру C1A2B2, рассмотрим его отдельно (рис. 2.17). Он представляет собой 4-х звенный механизм со структурной группой типа “шатун-ползун”. Как показано в п. 2.3.2 решение удобно искать в НСК  OXГ2YГ2, поэтому координаты шарнира А2, проекции его скорости и ускорения, найденные ранее в НСК OXГ1YГ1 следует преобразовать в НСК  OXГ2YГ2, тогда контур C1A2B2 решается так, как это описано в п. 2.3.2. В результате находим j4, w4, e4 – параметры движения шатуна, C1C2, VC, aC – положение, скорость и ускорение ползуна. Методом преобразования координат находим параметры движения центров масс шатуна и при необходимости преобразовываем их в НСК  XoYo.