гдеmi – масса i-го звена, aSi – ускорение его центра масс.
Например, для механизма на рис. 6.1 центры масс 2-го и 3-го звеньев имеют ускорения и возникают соответствующие силы инерции.
Эти силы вызывают дополнительные реакции в кинематических парах, что увеличивает их износ. Кроме того, эти силы, переменные по величине и направлению, являются причиной вибраций, следовательно, появляется опасность резонансных явлений, которые могут привести к авариям. И, наконец, эти силы воспринимаются опорами механизма, через которые передаются на стойку. Последнее явление получило название внешней виброактивности механизма. Для таких устройств, как электро- и бензопилы, дрели, отбойные молотки и т.п. стойкой являются руки оператора, и такие воздействия могут привести к развитию так называемой вибрационной болезни. Из всего сказанного следует, что с этими воздействиями надо бороться.
Мероприятия, направленные на уменьшение описанных сил или компенсацию их воздействия на кинематические пары называется уравновешиванием.
Различают два типа уравновешивания:
1. Статическое – компенсация воздействия сил инерции.
2. Моментное – компенсация воздействия моментов сил инерции.
Совокупность статического и моментного будем называть полным уравновешиванием.
Как статическое, так и моментное уравновешивание в свою очередь подразделяют еще на:
1. Уравновешивание при известном расположении неуравновешенных масс.
2. Уравновешивание при неизвестном расположении неуравновешенных масс.
6.2. Уравновешивание роторов
Ротор – это вращающееся звено, установленное в неподвижных опорах. Примерами роторов являются коленчатые валы двигателей внутреннего сгорания и дизелей, распределительные валы, роторы электродвигателей, турбин, колеса транспортных средств и т.п.
6.2.1. Уравновешивание роторов при известном расположении
неуравновешенных масс
На рис. 6.2б представлена расчетная схема, где m1, m2 – величины неуравновешенных масс, r1, r2 – радиусы расположения центров масс деталей, установленных на роторе. Вид с торца вала на систему показан на рис. 6.2в. Поскольку конструкция ротора известна, то значения m1, m2, r1, r2 могут быть рассчитаны, и мы их полагаем известными.
Статическое уравновешивание. Условием статической уравновешенности является равенство нулю суммы всех сил инерции:
( 6.2 )
Из этого условия, полагая, что ротор вращается равномерно, получаем:
( 6.3 )
Моментное уравновешивание. Условием моментной уравновешенности является равенство нулю суммы моментов всех сил инерции.
( 6.4 )
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.