Таким образом, окончательно условие моментной уравновешенности получаем в виде:
( 6.5 )
Моментное уравновешивание производится установкой двух одинаковых, противоположно направленных противовесов, разнесенных по длине вала на расстояние l4, и создающих момент, компенсирующий момент сил инерции от других масс. На рис. 6.2д изображен ротор с установленными противовесами, уравновешивающими ротор моментно.
Таким образом, мы рассмотрели методику, по которой для полного уравновешивания требуется три противовеса. Эту методику можно считать наиболее общей. На практике же могут возникать и различные частные случаи.
Иногда удается произвести полное уравновешивание одним противовесом. Дополнительные два противовеса для моментного уравновешивания нам понадобились по тому, что план на рис. 6.2ж в общем случае оказывается не замкнут, что свидетельствует о наличии вредного момента сил инерции. Однако если мы имеем возможность менять место установки противовеса m3 на валу и место расположения хоты бы одной из масс m1,m2 то варьируя величинами, например, z1, z2 можно сделать замкнутым контур
_____ _____ _____
(z1 ´ D1) – (z2 ´ D2) – (z3 ´ D3)
Хотя при этом может оказаться, что противовес m3 надо установить за пределами вала.
Вторым часто встречающимся на практике случаем является тот, когда уравновешивают каждую массуm1,m2 отдельно, т.е. для каждой устанавливается свой противовес. Это может быть эффективно для небольшого количества неуравновешенных масс: 1 … 3, в противном случае это ведет к заметному утяжелению конструкции.
6.2.2. Уравновешивание роторов при неизвестном расположении
неуравновешенных масс
Данная задача обычно возникает на этапе испытаний и доводки уже изготовленного ротора. Поскольку ротор спроектирован уравновешенным, то фактическая неуравновешенность после его изготовления может быть вызвана следующими причинами:
1. Неизбежные погрешности изготовления деталей и их сборки.
2. При сложной конструкции ротора возможны ситуации, когда не удается точно рассчитать положение центров масс. В результате расчеты, описанные в п. 6.2.1. не дают точных результатов.
Все это вызывает появление остаточного дисбаланса.
Еще раз проиллюстрируем физический смысл статической и моментной неуравновешеннности. На рис. 6.3?а изображен ротор, который спроектирован как уравновешенный, но по указанным причинам его центр масс – точка S смещен относительно оси вращения, т.е. фактически ротор статически не уравновешен и сила инерции FИ вызывает появление дополнительных реакций R1, R2.
Рис. 6.3,б иллюстрирует моментную неуравновешенность. Этот ротор может быть статически и уравновешен, но имеет прекос. Точка S1 – это центр масс части ротора, расположенной выше оси вращения, S2 – центр масс части ротора, расположенной ниже оси вращения. Если ротор статически уравновешен, то силы инерции FИ1, FИ2 равны по величине, но они создают момент на плече h, который вызывает появление дополнительных реакций R3, R4.
Статическое уравновешивание. Простейшие схемы статического уравновешивания ротора представлены на рис. 6.4, где 1 – ротор, 2 – призмы, 3 – свободно вращающиеся опоры. Ротор укладывают на призмы или вращающиеся опоры так, чтобы он мог свободно вращаться. Если после установки ротор самопроизвольно поворачивается – то, значит, его центр масс смещен с оси вращения и после поворота он, очевидно, находится на вертикальной оси ниже конструктивного центра. Следует или удалить часть материала на нижней части или добавить какую-то массу в верхней части. Эти операции повторяют до тех пор, пока при любом положении ротора перестанет наблюдаться его самопроизвольный поворот.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.