Основные тенденции социального развития коллектива в экономически развитых странах. Способы активизации трудовой деятельности персонала предприятия. Принципи праксеології — новий напрямок розвитку мотивації на підприємстві, страница 83

научные, технические и конструкторские результаты и решения как основа новых технологий и объектов техники в любой сфере деятельности.

Целью второго уровня по данному направлению является содействие подготовке и привлечению в создаваемую отрасль производства немате­риаль­ных продуктов специалистов необходимой квалификации.

Второй основной цельюМодели инновационного развития, достижение которой хронологически сдвинуто на 2 – 3 года по отношению к срокам создания Харьковского Инновационного Порта, является проектирование и созда­ние в регионе системы мониторинга и эффективной поддержки перспек­тивных индустриальных производств высокотехнологической продукции, демонст­рирующих устойчивый рост и расширяющих свое присутствие на внутреннем и внешних рынках в условиях Специального Режима Инвестиционной Деятель­ности (СРИД) и общей стабилизации экономической ситуации в Украине. Созда­ваемая система должна включать в себя комплекс мер, обеспечивающих при­ори­тетную организационную, экспертно-консультационную и ресурсную под­держку таких производств, способствующую привлечению инвестиций, акти­визации инно­вационных процессов и, в конечном счете, последовательному росту доли высо­ко­технологической продукции в общем объеме производства в регионе.

Вследствие отмеченной выше большей готовности интеллектуального сектора регионального хозяйственного комплекса к освоению инновационного алгоритма развития основное внимание в настоящей Концепции уделено обоснованию и проектированию "Харьковского инновационного порта" — организационно-технической и финансово-экономической системы поддержки и развития производства нематериальной продукции.

Стратегические направления развития интеллектуального сектора. Выбор стратегического сектора развития. Поскольку государственное финансирование инновационной деятельности не может являться основным источником ее полноценного развития, а производственная сфера Украины еще долго не сможет быть эффективным заказчиком интеллектуальных продуктов, необходимо констатировать, что реальным направлением развития отечест­вен­ного научно-технического комплекса в настоящее время является ориентация на заказы компаний развитых стран.

При этом необходимо отметить, что текущие разработки в тех или иных областях науки и технологий, а также разработки, выполненные в прошедшие десятилетия, могут быть не востребованы в рамках современных производств развитых стран, поскольку их характеристики нередко не соответствуют действующим в этих странах промышленным стандартам и технологической политике их промышленных корпораций.

В связи с этим основную ставку при формировании стратегии развития рассматриваемого сектора следует делать не столько на имеющиеся конечные интеллектуальные продукты, сколько на использование самого потенциала, т.е. возможности отечественных научных школ и коллективов по выполнению заказов на исследования и разработки в рамках международной кооперации.

Необходимо отметить, что украинским разработчикам интеллектуальных продуктов доступен чрезвычайно широкий спектр отраслей, что определяется как наследованием полномасштабной системы научных исследований СССР, так и достаточно высоким уровнем высшего образования в Украине. Тем не менее далеко не все направления международного научно-технического и экономического сотрудничества для нас равнодостижимы.

Спецификой рынка "интеллектуального производства" является предпоч­ти­тельная ориентация крупных компаний на установление долгосрочных контрак­тов и/или на полное включение научно-исследовательских подразде­ле­ний в свою организационную структуру (и даже в собственность). Экономи­чески это означает, что издержки обращения с рынком интеллектуальных продуктов на сегодня в большинстве отраслей выше, чем издержки содержания соответствующих подразделений в структуре компании, а технологическое превосходство — важнейшая компонента конкурентных преимуществ.