Основные тенденции социального развития коллектива в экономически развитых странах. Способы активизации трудовой деятельности персонала предприятия. Принципи праксеології — новий напрямок розвитку мотивації на підприємстві, страница 2

Особый интерес представляет социальное развитие коллектива за рубежом. Обобщение зарубежной практики в области социального развития коллектива в различных промышленно развитых странах мира позволило выявить основные на­прав­ления и тенденции развития и совершенствования социального развития кол­лектива. Опыт промышленно развитых стран мира говорит о высокой значи­мости ­и эффективности социального развития фирм и компаний. Изучение опыта работы за­­рубежных фирм позволяет сделать вывод, что особая роль отводится поиску наи­более целесообразного сочетания интересов работника и работодателя [1]. В этой связи постоянно проводятся мероприятия, которые направлены на повыше­ние эф­фек­тивности социального развития коллектива. В таких странах, как Япония и Южная Корея, социальное развитие опирается на первичные коллективы, посред­ством ко­то­рых осуществляются основные регулирующие функции, решается целый ряд проб­лем работников. Многие фирмы содержат детские дошкольные учреждения, оказы­вают семьям материальную помощь (объем такой помощи связан с возрастом, ста­жем работы, статусом в первичном коллективе, отношением к фирме), сдают своим работникам жилье или предоставляют кредиты и субсидии для его приобретения. Японское общество отличается от традиционной для нас культуры некоторыми особенностями, среди которых следует отметить отношение к работе. На вопрос: "Что является более важным источником жизненных ценностей: работа или жизнь вне работы?" 65% японцев старше 35 лет ответили — "работа", и только 27% — "жизнь вне работы". Для сравнения: в США эти цифры соответственно составили 34 и 51%, в Англии — 27 и 60% [2]. В этой связи фактический рабочий день в Япо­нии зна­чи­тельно превышает нормативно установленный. По окончании работы япон­­цы зани­ма­ются благоустройством территории, работают в "кружках качества". В кружках ка­чест­ва принимает участие весь персонал фирмы. Их работа организуется во вне­ра­бочее время на принципах добровольности и творчества. Работники совместно ищут решения, ориентированные на рационализацию работы, а фирма обеспечивает необходимую консультационную и материальную поддержку для реализации их проектов. Важной составляющей японской культуры является культура внутрикол­­лективных отношений. Японцы коллективом работают, отдыхают, путешествуют, зани­ма­ются изучением иностранных языков, принимают участие в праздниках и т. д. Пе­ре­численные особенности в культурной традиции определяют особенности органи­за­ции социального развития коллектива в Японии. Важной особенностью является вклю­чение в структуру заработной платы весомой части социальных выплат — "надбавки на жизнь", которая включает оплату части затрат работника на жилье, транспорт и прочее. Распространена практика совместного владения социально-культурными фондами — от половины до 70% фирм пользуются снятыми или сов­мест­ными домами отдыха, арендуемыми бассейнами [2]. Социальные затраты в этой стране оказываются включенными в структуру затрат на производство. Это и есть затраты на управление производством. До сих пор в Японии остается отно­си­тельно низкой степень развитости государственного социального обеспечения, по­то­му что развитие этой функции государства потребовало бы увеличения доли нало­го­обложения, что в совокупности с социальными затратами фирм привело бы к росту стоимости продукции.

Социальное развитие коллектива в Южной Корее в значительной мере по­доб­но японскому, но есть кое-какие различия. Южнокорейские фирмы используют единообразные системы повременной оплаты труда, а уровень оплаты очень мало зависит от индивидуальных усилий работника. Фирмы используют системы стиму­ли­­рования, которые поощряют развитие навыков работников. В качестве поощ­ре­ния фирмами предоставляются дополнительные выходные дни и отпуска, что для сотрудников является очень важным, так как законодательно в Южной Корее 1 вы­ход­­ной день в неделю и от 8 до 10 дней отпуска [2]. Также используются спе­циальные над­­бавки к заработку: за рационализаторские предложения, за знание иностран­ных языков, за опасность и вредность выполняемой работы, за веж­ли­вость и т. д.