Основные тенденции социального развития коллектива в экономически развитых странах. Способы активизации трудовой деятельности персонала предприятия. Принципи праксеології — новий напрямок розвитку мотивації на підприємстві, страница 74

В создавшейся ситуации государство проводит политику частичного регу­ли­рования проблемы посредством расширения круга полномочий Государствен­ной службы занятости. Работники, потерявшие работу и вставшие на учет службы занятости, обеспечиваются:

·  пособием по безработице;

·  предложением имеющихся вакансий;

·  возможностью либо повысить квалификацию, либо пройти перепрофили­ро­­ва­­ние с учетом конъюнктуры рынка.

Существующая структура службы занятости позволяет решать проблемы безработных по трудоустройству. Большая действенность функционирования службы занятости будет наблюдаться при наличии в ней таких подразделений, как администра­тивное (разработка государственной политики занятости), аналити­ческое (сбор, обобщение, накапливание, обновление информации о спросе и предложении рабочей силы и прогнозирование динамики рынка труда) и специализированное (областные центры занятости, занимающиеся, в основ­ном, координацией работы специализированных, отраслевых служб и бирж по временному найму). При учете этого предложения Госслужба занятости сможет не только играть координирующую роль при регулировании спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, но и поможет предприятиям в какой-то мере освободиться от "излишка" рабочей силы, не допустив массового выхода безработных на рынок труда.

Еще одной составляющей разрешения проблемы трудоизбыточности может быть самоизживание этого явления как такового. Есть предел уменьшения и невыплат заработной платы, предел жизнеспособности работ­ников, дойдя до которого "избыточная" численность работников станет либо активно сотруд­ничать с Госслужбой занятости, либо самостоятельно искать новые источники дохода. Произойдет рассасывание "излишков" на пред­прия­тиях, то есть произойдет процесс саморегуляции. Проблема трудоизбыточ­ности в очередной раз показывает, что в настоящий переломный момент в Украине попытки стабилиза­ции экономики, не подкрепленные с самого начала идеями стабилизации производства, обречены на провал и ведут к недопусти­мым социально-политическим последствиям и прежде всего к катастрофическому росту безработицы. Государство должно проводить активную политику, направ­лен­ную в первую очередь на стимулирование собственного произ­водства. Без этого Государственная служба занятости окажется не действенным рычагом, а буфером на рынке трудовых ресурсов, рост же безработицы приобретет доселе невиданные размеры, ухудшив тем самым и без того тяжелую ситуацию в стране.

                                                                                   ОСНОВНЫЕ

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УКРАИНЕ

Пасечник И.В.

 
 


аспирант ХГЭУ

В условиях рыночной экономики резко возрастает роль и значение исполь­зо­вания нововведений в широких масштабах. Внедрение ново­вве­дений является одной из основных предпосылок повышения конку­ренто­способности продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынке и, следовательно, основой выживания предприятий. В то же время рост конкуренции на товарном рынке увеличивает скорость обновления выпускаемой продукции, смены поколе­ний техники и техно­логий, однако необходимо учитывать, что это происходит не авто­матически.

Как показывает мировой опыт, развитие инновационной деятель­ности в передо­­вых западных странах в течение последних двух десяти­летий обусловлено целым рядом факторов. Прежде всего, в этих государствах достаточно высокий уровень развития экономики в целом. В руках государства и крупных компаний сконцентри­ровались значительные ресурсы, которые могли быть использованы для финансиро­вания новых научных разработок, внедрение которых тормо­зилось из-за отсутствия соответствующих технологий, а в рамках имеющихся проблема не могла быть разрешена. Был также исчерпан потенциал традицион­ной номенкла­туры товаров и услуг. Все это определило инновационную направ­ленность инвестиционной полити­ки, поиск и разработку новых форм и методов финансирования инвести­ций.