Основные тенденции социального развития коллектива в экономически развитых странах. Способы активизации трудовой деятельности персонала предприятия. Принципи праксеології — новий напрямок розвитку мотивації на підприємстві, страница 75

В Украине в настоящее время также ощущается потребность в пере­ориен­та­ции на инновационную деятельность. Реструктурирование экономики предпола­гает коренные структурные изменения путем выведения из производства устаревших основ­­ных фондов, создания новых производ­ственных структур на базе новых технологий.

Инновационная деятельность рассматривается в Украине как одна из форм инвестиционной политики, осуществляемая с целью внедрения достижений научно-технического прогресса в производство и социальную сферу и содержащая:

·  выпуск и распространение принципиально новых видов техники и технологий;

·  прогрессивные межотраслевые сдвиги;

·  реализацию долгосрочных научно-технических программ с большими сроками окупаемости затрат;

·  финансирование фундаментальных исследований для осуществ­ле­ния качественных изменений в состоянии производительных сил;

·  разработку и внедрение новой, ресурсосберегающей технологии, предназначенной для улучшения социального и экологического состояния.

Анализ показывает, что инновационная деятельность до настоящего времени не получила широкого распространения в Украине. Одной из основных причин этого является отсутствие единой экономической концеп­ции осуществ­ле­ния экономических преобразований, что порождает неопре­­деленность и неста­биль­ность экономической среды. Высокая инфляция делает непривлекательными инвестиции в производство, поэтому имеющиеся финансовые ресурсы исполь­зуются, как правило, для кредитования спекулятивных сделок коммерческих структур и спекуляций на валютной бирже.

С целью финансирования мер по обеспечению развития и исполь­зования дости­жений науки и техники в Украине в 1992 г. был создан Государственный инновационный фонд. Его средства формируются за счет бюджетных ассигно­ва­ний для поддержки научно-технической деятель­ности, отчислений средств предприятий и организаций, добровольных взносов юридических и физических лиц. Государствен­ный инновационный фонд предоставляет предприятиям всех форм собственности долго­срочные беспроцентные кредиты под реальные перспек­тивные проекты, срок выполнения которых не превышает 1,5 года. Приори­тетными счи­таются проекты и предложения, в результате осуществления которых будут выпускаться экспортные товары и импортозамещающая продук­ция. По оценкам специалистов, средства фонда использовались довольно эффективно, однако их явно недостаточно для обеспечения качествен­ного поворота к внедрению инноваций в Украине. Следует отметить, что вклю­чение фонда в состав госбюджета значительно снизило его воз­мож­ности и не обеспечивает на данный момент целевого использования средств.

Таким образом, можно констатировать, что в Украине имеется насущ­ная потребность в развитии инновационной деятельности, но ее широкое распро­странение тормозится неопределенностью экономи­ческой среды, отсутствием необходимых инвестиционных ресурсов, неэф­фек­тивным использованием имею­щихся средств. В связи с этим представляется необходимым повы­шение роли государства как организатора инновационного процесса. Требу­ются надежные государст­вен­ные гарантии сохранности инвестиций, направлен­ных на внедрение новаций, а также создание комплекса поощрений и льгот для фирм, ориентирующихся на инновации.

КОНЦЕПЦИЯ

ФОРМИРОВАНИЯ
ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ХАРЬКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ХАРЬКОВ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОРТ"

Бубенко П.Т.,

 
 


канд. экон. наук,

директор Северо-Восточного научного центра

Национальной академии наук Украины (СВНЦ НАН Украины),

Глухарев С.Н.,

 
 


канд. экон. наук, заведующий лабораторией  СВНЦ НАН Украины,

Гугель А.С.,

 
 


канд. техн. наук, доцент СВНЦ НАН Украины, 

Гусев В.А.,