Основные тенденции социального развития коллектива в экономически развитых странах. Способы активизации трудовой деятельности персонала предприятия. Принципи праксеології — новий напрямок розвитку мотивації на підприємстві, страница 22

Доверие основывается на ожидании надежности, проявляемой в раз­ных формах и на различных уровнях: макро, мезо и микро. Существует мнение, что для экономического взаимодействия доверие не является обязательной компо­нен­той (его заменяют договоры, контракты) как резуль­тат определенного уровня согласованности на краткосрочный период, что позволяет участникам, партнерам действовать совместно, согласованно. Вряд ли подобное положение можно оспа­ривать, однако, когда существует определенная степень доверия, взаимодействие происходит более эффек­тив­но. Дальнейшее развитие отноше­ний субъектов в процессе инвести­рования во многом зависит от наличия или отсутствия чувства доверия друг к другу. Если отношения находятся на первой стадии своего раз­вития, то используются вполне конкретные приемы фор­ми­ро­вания доверия. Три из них определены американским социологом и эконо­мистом Джоном Коул­меном:

1) обращение к большинству как доказательство правоты с намере­нием фор­мирования доверия. В отношении к инвестиционной деятельности данный прием предполагает заключение контрактов и поиск партнеров на ярмарках, аукционах, торгах, биржах, что позволяет в условиях роста конку­ренции сни­жать цены на продукцию и услуги, удерживая инвестиционные проекты в рамках сметы затрат;

2) "завышение ставок", то есть стремление продемонстрировать как уни­каль­ность факта, так и последствия его реализации. Используется в инвести­ционной деятельности на монопольных рынках инвестиционных ресурсов и идей, когда признак высокой цены соответствует высокому качеству предмета контракта;

3) "сжигание мостов" — когда социальные акторы рискуют в про­цессе при­нятия решения, что соответствует инновационному типу пове­дения. В инве­стировании данный прием используют венчурные капита­листы, финан­сируя инновационные проекты, характеризующиеся неоп­ре­де­ленностью результата.

Предложенный Дж. Коулменом перечень приемов формирования доверия не является исчерпывающим, так как они предполагают четкое следование условиям контракта. Однако в трансформационных условиях развития сложно предположить все возможные изменения факторов внеш­ней среды, поэтому партнеры вынуж­де­ны искать и применять новые приемы формирования дове­рия. В соответствии с признаком изменчивости внеш­ней рыночной среды авто­рами статьи предложены следующие приемы:

оказание дополнительных услуг, не входящих в условия договора;

использование стратегии интерактивного вовлечения партнера — субъекта инвестиционного рынка;

косвенная реклама партнера в процессе проведения совместных акций;

неоднократность совместной деятельности на основе соблюдения дина­мичных условий контрактов;

предварительное предупреждение партнера о необходимости изме­нения условий контракта.

Доверительные отношения в инвестиционной деятельности должны осно­вываться на понимании, признании равенства в профессионализме или при­знании авторитета, репутации более квалифицированного парт­нера. "Авто­ритет рассмат­ривается как способность влиять на ценности других, авторитет лич­ности или организации предполагает вероятность того, что другие люди после­дуют их при­меру или совету" [2, с. 126]. Авторитет или хорошая репутация — это один из основных стимулов для взаимодействия субъектов инвестицион­ного рынка на осно­ве перспек­тив­ного стремления к достижению цели. Неко­торые этапы совместной деятель­ности требуют использования различных прин­ципов влияния по Роберту Чалдини: принципа последо­ва­тель­ности, принципа благорасположения, прин­ципа авторитета, принципа социаль­ного доказа­тельст­ва, принципа дефи­цита [3].

Названные выше принципы тем не менее могут быть разделены на две группы: обязательные на этапе доинвестиционной деятель­ности (такие, как прин­цип благорасположения, принцип авторитета) и желатель­ные (та­кие, как принцип последовательности, принцип социального доказательства, принцип дефицита). Непредсказуемая совместимость принципов, например авторитета и дефицита или последовательности и непоследовательности, социального доказательства и дефи­цита, дает колоссальный успех в процессе построения имиджа и репутации анализируемого социального института. Такие комбинации всегда приводят к успеху взаимодействия с любым социальным институтом.