Основные тенденции социального развития коллектива в экономически развитых странах. Способы активизации трудовой деятельности персонала предприятия. Принципи праксеології — новий напрямок розвитку мотивації на підприємстві, страница 28

1. Показатели, характеризующие конечные результаты деятельности пред­­прия­тия: балансовую прибыль, себестоимость, затраты на 1 рубль продукции, объем товарной продукции, качество продукции с учетом брака и рекламаций, затраты на управление предприятием, доход, рентабельность, годовой эконо­ми­ческий эффект от внедрения новых технологий, фондоотдачу. Эти показа­тели используются для директора предприятия, его заместителя по экономике и маркетингу, главного инженера, а также для таких функциональных подразде­лений, как бухгалтерия, плановый отдел, отдел маркетинга и производственно-технический отдел.

2. Показатели качества, результативности и сложности труда: производи­тельность труда, соотношение темпов роста производительности труда и заработ­ной платы, потери рабочего времени на одного работника, фонд заработной платы, средняя заработная плата одного работника, качество труда персонала и частота производственного травматизма. Эта группа показателей рассчитывается для главного инженера, заместителей директора по экономике, кадрам и маркетингу и функциональных подразделений: производственно-технического отдела, планового отдела, отдела по работе с персоналом, бухгалтерии и отдела маркетинга.

3. Показатели социальной эффективности: текучесть кадров, уровень тру­до­вой дисциплины, социально-психологический климат в коллективе, соотношение рабо­чих и служащих, надежность работы персонала, равномерность его загрузки, коэффици­ент трудового участия или вклада. Показатели этой группы используются для замести­те­ля директора по кадрам, а также отделов по работе с персоналом и планового отдела.

Среди производственных подразделений все три группы показателей используются на уровне начальника цеха (участка), руководителей подразделений, начальника отдела сбыта.

Оценка эффективности работы персонала предприятия осуществляется в несколько этапов:

проведение оценки на основе экономических, социальных и организацион­ных показателей с использованием экономико-математического моделирования и экспертных оценок;

обоснование системы экономического стимулирования достижения конечных результатов деятельности предприятия с минимальными затратами ресурсов и высоким качеством продукции и труда с помощью математических функций сти­мулирования;

разработка комплексного показателя эффективности работы персонала, соизмеряющего различные показатели с учетом их важности, с использованием методов экспертных оценок и ранговых корреляций.

Такой подход к методике оценки эффективности работы персонала преду­сматривает обоснование системы показателей, выбор математических функций, определение весовых коэффициентов частных показателей эффективности и обосно­­вание метода расчета комплексного показателя эффективности работы персонала.

Заключительным этапом оценки эффективности персонала является аттеста­ция, в результате которой принимается решение либо о дальнейшем служебном росте работников, либо об их перемещении или увольнении. Этот этап включает подготовку приказа о проведении аттестации и утверждение состава аттестацион­ной комиссии, организацию ее работы во всех подразделениях предприятия с использованием возможностей компьютерной обработки результатов, подведение итогов и принятие персональных решений по каждому работнику. Основными мето­дами, используемыми при аттестации кадров, являются анкетирование, сравни­тельный анализ, мозговой штурм, экспертные оценки и социологический опрос.

___________

Литература: 1. Коханов Е.Ф. Отбор персонала и введение в должность. — М.: ГАУ, 1996. — 172 с. 2. Управление персоналом организаций: Учебн. пособие /Под ред. А.Я. Кибанова. — М.: ИНФРА, 1997. — 512 с.

14. ОЦЕНКА АЛЬТЕРНАТИВНЫХ                       УДК 330.341.1

ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЛЬНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Жихор Е.Б.,

 
 


аспирант ХГЭУ