Основные тенденции социального развития коллектива в экономически развитых странах. Способы активизации трудовой деятельности персонала предприятия. Принципи праксеології — новий напрямок розвитку мотивації на підприємстві, страница 46

становление учебных центров, создаваемых корпорациями, необходи­мы­ми элементами их системы развития;

зависимость эффективности деятельности менеджеров от наличия у них знаний в различных технических, естественных и гуманитарных дисциплинах;

участие предприятий в подготовке кадров, которое приводит к концент­ра­ции про­грамм вузов на фундаментальных дисциплинах, в то время как спе­циа­лизация осу­ще­ствляется учебными подразделениями предприятий, т.е. идет про­цесс раз­де­ления функций в подготовке персонала между учебными заведе­ниями и корпо­рациями.

Квалификационный и предпринимательский потенциал персонала пред­прия­тия и каждого его работника в отдельности представляет собой неощу­тимый ресурс, который не может быть воспринят непосредственно в чувствен­ных ощу­ще­ниях. Он проявляется через результат деятельности предприятия. Такой ресурс создает добавочную стоимость в процессе производства через более эффективные решения, через более производительный труд и является, таким образом, неощу­тимым активом, который может быть отнесен к классу нематериальных активов.

Рассмотрим соответствие характеристик актива "квали­фика­цион­ный и пред­при­нима­тельский потенциал" требованиям П(С)БУ 8 к определению нематери­аль­ных активов.

Согласно П(С)БУ 8 нематериальный актив — это немонетарный актив, кото­рый не имеет материальной формы, может быть идентифицирован (отде­лен от пред­прия­тия) и содержится предприятием с целью использования более одного года (или одно­го операционного цикла, если он превышает один год) для произ­водства, торгов­ли, в административных целях или для предостав­ления в аренду другим лицам.

Актив "квалификационный и предпринимательский потенциал" не имеет мате­риальной формы. Он может быть идентифицирован (отделен от пред­прия­тия) в том смысле, что работник (или группа работников), явля­ющийся носите­лем квалифика­ционного и предпринимательского потенциала может быть уво­лен по собственному желанию или по решению адми­нист­рации. В этом случае работник остается с дан­ными качествами, а пред­приятие не имеет возмож­ности их исполь­зовать. Актив "ква­лификационный и предпринимательский по­тен­циал" на средне­срочном интерва­ле (больше чем один день и меньше чем несколько лет) по своей природе сходен с информационным ресурсом (акти­вом). Это проявляется в том, что он не изна­шива­ется на определенном интер­вале жизнедеятельности человека (из­нашивается сам человек — его тело, нервно-психическая энергия). Более того, ресурс "квалифи­ка­ци­онный и пред­при­нимательский потенциал" в про­цессе его активного исполь­зова­ния челове­ком в процессе трудовой дея­тельности может иметь тенденцию к росту.

К немонетарным активам, согласно П(С)БУ 19 "Объединение предприя­тий", отнесены все активы, кроме денежных средств, их эквивалентов и дебиторской за­долженности в фиксированной, или определенной сумме денег. Поэтому актив "ква­лификационный и предпринимательский потенциал" явля­ется немонетарным активом.

Третье свойство заключается в том, что он "содержится предприятием с целью использования более одного года (или одного операционного цикла, если он превышает один год) для производства, торговли, в административных целях", также всегда может быть выполнено, если работник (работники) нани­маются на срок работы более чем один год.

В соответствии с п.6 П(С)БУ 8 нематериальный актив отображается в балан­се, если существует вероятность получения будущей экономической выгоды, свя­занной с его использованием, и его стоимость может быть достоверно определена. Первая часть данного положения относительно актива "квалификационный и пред­при­нимательский потенциал" достаточно очевидна, поскольку является эмпири­чески установленным фактом в реаль­ной деятельности промышленных и торговых пред­приятий. В то же время возможность достоверного определения стоимости данного актива на на­стоящий момент является достаточно проблематичной. Требуются разра­бот­ки соответствующих оценочных процедур и методик.