Основные тенденции социального развития коллектива в экономически развитых странах. Способы активизации трудовой деятельности персонала предприятия. Принципи праксеології — новий напрямок розвитку мотивації на підприємстві, страница 21

4) использование результатов чужого опыта с целью избежания кон­ф­лик­тов или ошибок в процессе взаимодействия;

5) обещание ближайших перспектив, преимуществ на фоне всеоб­ще­го дефицита ресурсов;

6) перспектива быстрого успеха в краткосрочном периоде взаимо­дейст­вия.

Представленные модели поведения полностью соответствуют разра­ботан­ным авторами моделям взаимодействия социальных институтов, которые спо­собст­вуют созданию конструктивных тенденций определенного социального порядка, а именно: в модели диссонанса взаимоотношений следует восполь­зо­ваться моде­лями поведения 1, 4, так как рационализм и профессионализм позволят сгладить возникшие у партнеров противоречия; в модели ритуализ­ма — будут полезны виды поведения в соответствии со 2 и 3 видом, так как использование знаний третьих лиц — референтов и экспертов — является традиционным приемом взаимодействия на инве­стиционном рынке; в модели кон­формизма — опре­деленную рациональность в поведение партнеров внесут виды поведения — 1, 5, так как они позволяют сконцентрировать значитель­ные объемы инвестиционных ресурсов за счет обещания получить высокие доходы; инновациям соответст­вуют виды моделей поведения 2 и 6, так как новые бизнес-идеи, с точки зрения выгодности, смогут оценить только ком­петентные эксперты, кроме того, подобные идеи внезапно появляются и свя­заны с высоким риском, изменчивостью рыночной конъюнктуры и значи­тельной прибыльностью.

Анализ разработанной матрицы позволяет сделать следующий вывод: дан­ная матрица является составляющей методологии представления инвести­цион­ной деятельности как социального института, так как виды разработанных моделей стереотипов поведения соответствуют общим моделям взаимодейст­вия социаль­ных институтов; в свою очередь, модели взаимодействия охваты­вают и кратко-, и долгосрочный период, а также различный уровень стереоти­пи­зации поведения инвестиционных парт­не­ров, которыми могут быть как отдель­ные личности, так и группы лиц, пред­ставляющих различные групповые интересы.

Внедрение сложившихся положительных стереотипов в конструиро­ва­ние информационного и деятельностного социально-экономического пространства делает взаимодействие субъектов инвестиционного рынка успеш­ным и выгод­ным, поскольку:

экономит мышление;

позволяет на докоммуникативном этапе взаимодействия правильно рас­пре­делить роли;

дает основания для предсказания прав и обязанностей субъектов инве­сти­ционного рынка;

распределяет прогнозируемую прибыль участников взаимодейст­вия;

предотвращает конфликты или сглаживает деконструктивизм их последст­вий;

диагностирует выбор стратегии и тактики поведения;

позволяет сформировать альтернативное поведение в случае наступ­ления экстремальной ситуации, что реализует принцип ситуативности в инвести­рова­нии;

предоставляет возможность выявить акцентуированных партнеров;

сводит до минимума диссонанс;

способствует консолидации усилий на главных направлениях удовлет­во­рения потребностей;

нейтрализует поведенческие риски.

Субъекты инвестиционного рынка обеспечивают развитие общеэконо­ми­ческих процессов. Экономическая деятельность способствует социаль­ному благопо­лучию и образованию разнообразных норм, правил, нравст­вен­ных обя­зательств, обычаев, которые в совокупности формируют общество и являются его атрибу­тами. Для того, чтобы общество благополучно функцио­нировало, необходимо, чтобы у его членов сформировался определенный уровень доверия к социальным институтам, одним из которых является инвестиционная деятельность. Вместе с тем инвестирование представляет собой и экономи­че­ский институт, использующий экономические стереоти­пы поведения, принципы, законы и закономерности, т.е. достижения эко­номической науки. Один из важнейших уроков экономической жиз­ни заклю­чен в том, что благополучие экономической науки, как и ее способность к конкуренции, обусловлено единст­венной всепроникающей культурной хара­кте­ристи­кой — уровнем дове­рия, присущим данному обществу [1, с. 129].