Прокуратура Петра I: истоки создания, страница 20


Пространный же пункт 3 начальных редакций так и вовсе бесследно исчез в процесс кодификации. В результате, при переходе от редакции Б к редакции В из компетенции отечественного генерал-прокурора оказались полностью устранены восходившие к его французскому прообразу специальные обязанности. Под горячую руку законодателя попала даже вполне общенадзорная по природе (закрепленная в том самом изъятом п. 3) прерогатива генерал-прокурора проверять обоснованность содержания под стражей “колодников”.

Аналогичным образом российская прокуратура освободилась и от навеянных Францией разрозненных уголовно-процессуальных полномочий. Вероятно, в русле последней тенденции генерал-прокурор утратил даже национально специфическое право осуществлять досудебную проверку вносимых в Сенат фискальских доношений. Заодно главу прокуратуры отчего-то лишили прямой дисциплинарной власти над фискалами.

Итак, сообразно установлений редакции В, отечественный генерал-прокурор явил собой не имевшее более никакого иностранного оттенка, всецело сосредоточенное  на задаче надзора за Сенатом должностное лицо. По справедливому замечанию, в третьей редакции закона генерал-прокурор “превращался только и исключительно в сенатского чиновника… становился более обычным винтом в правительственной машине того времени, который образно и точно определялся выражением “око наше”, но который уже переставал быть “сердцем всего государства”…”[cxii].

Переработка редакции В в четвертую – Г – редакцию закона[cxiii] имела внешним последствием возрастание количества пунктов с семи до 11-ти  и, соответственно,  едва не полуторакратное увеличение текста в объеме. Это увеличение образовалось как за счет детализации прописанных ранее направлений деятельности генерал-прокуратуры, так и за счет придания генерал-прокурору новой прерогативы и новых подчиненных. Особенно подробно в ходе выработки редакции Г Петр I остановился на регламентации взаимодействия прокуратуры с фискальской службой[cxiv]:


Редакция В

…5

Должен от фискалов все доношении, о чем их должность есть, примать и предлагать Сенату и инстиговать [побуждать]. Также и за фискалами смотрить и, ежели что худо увидит, немедленно доносить Сенату.    


Редакция Г

…4

Должен от фискалов доношении, о чем их должность есть, протиф 7 пункта о их Должности, примать и предлагать Сенату и инстиговать. Также за фискалами смотрить и, ежели что худо увидит, немедленно доносить Сенату. Должен от фискалов все доношения, которыя будут подавать на сенацких членов и на колегии, принимать и предлагать всему Сенату и инстиговать. А на протчих партикулярных персон, которые до колегей касаются,



повинны фискалы доносить в колегиях, в которых которыя дела ведомы. И смотрить того колежским прокурорам, чтоб колегии по доношениям фискалским решения чинил право и немедленно. Ежели же которая колегия в решения чинить будет замедление или учинит решение неправо, и о том колежским прокурорам доносить генералу-прокурору, а ему предлагать Сенату и требовать скорого и правого решения.

…7.

Фискалы в колегиях и надворных судах должны доносить о всем своим прокурорам, а земских судов фискалы – в земских судах. А ежели в тех судах не будут следовать и справедливо исправлять, то доносить в колегиях же и надворных судах прокурорам же, о чем где надлежит. А ежели прокуроры по тем доношениям будут мешкать взысканием чрезвычайное время или манить [потворствовать], о том должны фискалы доносить к обор-фискалу. А обор-фискал – генералу-прокурору. А ежели и обор-фискал не донесет или станет мешкать, то прямо генералу-прокурору доносить и на обор-фискала. …