Прокуратура Петра I: истоки создания, страница 13

Между тем, на исходе второго десятилетия XVIII в. вернувшийся из европейского путешествия Петр I занялся масштабными административными преобразованиями. Осуществленная в 1718 – 1719 гг. кардинальная перестройка системы государственного управления и суда (коллежская, судебная и вторая  губернская реформы) весьма ощутимо затронули фискалов. Особенно сильно на положение фискальской службы повлияла реорганизация судоустройства.

Поставив благую цель отделить суд от администрации, отправление правосудия от исполнения функций общего управления, впечатленный шведскими образцами будущий император принялся формировать невиданную в России иерархию специализированных судебных учреждений[lxxiii]. Первой инстанцией стали единоличные по составу городовые суды, а в 9-ти более крупных городах – коллегиальные нижние городовые суды (их еще называли “провинциальными судами”). Вторую инстанцию образовали размещенные преимущественно в губернских центрах также коллегиально устроенные надворные суды (“гофгерихты”)[lxxiv].

В качестве третьей инстанции выступала Юстиц-коллегия, центральное правительственное учреждение двойственной природы[lxxv], осуществлявшее как судебную, так и административную деятельность (по управлению нижестоящими судебными инстанциями). На вершине правосудия разместились сохранивший судебные полномочия Правительствующий Сенат и, разумеется, носитель верховной власти. Наряду с этим, издание серии нормативных актов (прежде всего знаменитого именного указа от 19 декабря 1718 г.) жестко закрепило и новый порядок инстанционности в судопроизводстве[lxxvi].

По изначальному замыслу Петра I, Юстиц-коллегия должна была аккумулировать в свою компетенцию “всякой суд во всех делах”[lxxvii]. Сообразно такому предназначению, коллегия “впитала” в себя как судебные прерогативы учреждений общего управления, так и группу судебных ведомств (вроде Расправной палаты, ставшей Петербургским надворным судом, или превратившегося в Московский провинциальный суд старинного Земского приказа)[lxxviii]. Тем самым Юстиц-коллегия и ее территориальные подразделения заполучили среди прочего и весь обширный массив возникших по фискальским доношениям уголовных дел, находившихся в производстве упраздненных инстанций[lxxix].

Сосредоточение разбирательства инициированных фискалами дел в Юстиц-коллегии заострило вопрос о ведомственной принадлежности фискальской службы[lxxx]. С одной стороны, дальнейшее нахождение обер-фискала при оставшемся без Расправной палаты (и отделенном от рассмотрения основной части фискальских доношений) Сенате вроде бы теряло смысл. С другой – посредством именно фискальской службы Сенат имел возможность осуществлять столь органичный его компетенции надведомственный  контроль.

В конце концов, Петр I разрешил ситуацию не в пользу высшей власти. Сочтя, что Правительствующий Сенат вполне обойдется и без собственного “ока” (а также, видимо, желая сблизить фискалов с разбиравшими их доношения учреждениями), будущий император подчинил в 1720 г. обер-фискала Юстиц-коллегии[lxxxi]. Эпоха de facto самостоятельного фискальского надзора в России закончилась.

VIII

Переход фискалов в ведомство Юстиц-коллегии хотя и понизил их статус, вовсе не означал катастрофы. Ведь мощная вертикаль фискальской службы так и осталась непоколебленной. Хуже было другое. Широкомасштабная (и при том форсированная по темпам) реорганизация множества учреждений закономерно привела к полной остановке производившихся в них дел.

И без того длительно остававшиеся без решения уголовные дела по фискальским доношениям, попали в омут перебрасываний из одной инстанции в другую. Так, во исполнение именного указа от 14 января 1719 г., только из Сената в недоформированную еще Юстиц-коллегию было отослано 137 “фискалских дел”[lxxxii]. Прошло немногим более полугода, и Юстиц-коллегия, в свою очередь, распорядилась направить эти и другие “фискалские дела” в надворные и городовые суды[lxxxiii].