Прокуратура Петра I: истоки создания, страница 80

[cxiv]  Там же. С. 395, 397-398; Законодательные акты Петра I. С. 304, 306-307. Специальное рассмотрение вопроса о регламентации взаимоотношений прокуроров и фискалов в редакции Г см.: Веретенников В.И. Очерки истории генерал-прокуратуры… С. 17-18.

[cxv] Как ни удивительно, факт утверждения редакции Д в качестве закона  совершенно упустил В.И. Веретенников, посчитавший, что статус нормативного акта получила лишь заключительная редакция  E  (V-я,  по его классификации) (Там же. С. 20). Ошибка Владимира Веретенникова была вызвана тем, что он ограничился изучением одних только черновых проектов “Должности генерала-прокурора”, не попытавшись установить местонахождение официально обнародованных беловых списков закона. Между тем, эти беловые списки (в том числе и редакции Д) хранились с 1824 по 1917 г. в специальном ларце в зале  Общих собраний Правительствующего Сената – совсем недалеко от помещений Историко – филологического факультета Петербургского университета, где обучался В.И. Веретенников. В итоге, подлинники закона в 1920-е гг. выявил Н.А. Воскресенский, впервые справедливо отметивший, что редакция Д  служила “источником действующего права в течение трех месяцев”. (Законодательные акты Петра I. С. 301).

[cxvi] Там же. С. 310 – 311; Веретенников В.И. Очерки истории генерал-прокуратуры… С. 401 – 402, 405.

[cxvii] В “Полном собрании законов” “Должность генерала-прокурора” помещена – разумеется, в редакции E – под № 3979 (Полное собрание законов. Т. 6. С. 662 - 664). Наиболее археографически безукоризненное издание текста закона о генерал-прокуратуре от 27 апреля 1722г. подготовил Н.А. Воскресенский (Законодательные акты Петра I. С. 308 - 311). Новейшие публикации “Должности…”  см.: Российское законодательство X – XX вв. / Под ред. А.Г. Манькова. М., 1986. Т. 4. С. 196 – 199; Звягинцев А.Г., Орлов Ю.Г. Око государево. С. 266 – 269; Законодательство Петра I. С. 133 – 135. Стоит отметить, что итоговый вариант “Должности генерала-прокурора” Петр I подписал, в кои веки, не в  Преображенском, а в Москве, во время посещения Правительствующего Сената.

[cxviii] Законодательные акты Петра I. С. 308 – 309.

[cxix] Как уже отмечалось, положение о наделении генерал-прокурора прерогативой руководства сенатской канцелярией Петр I собственноручно вписал еще при выработке редакции Б “Должности генерала-прокурора”. Начиная с редакции В, это положение составило особый, абсолютно не менявшийся более в формулировках п. 5 “Должности…”. Что глубоко показательно, лишение Сената власти над  собственной канцелярией нашло параллельное закрепление и в упомянутой “Должности Сената” от 27 апреля 1722 г. В заключительном установлении п. 1 “Должности Сената” не без лукавства указывалось, что “понеже в сенатцкой канцелярии президенту быть невозможно, того для оной дирекции быть у генерала-прокурора” (Там же. С. 294). В иториографии на важность передачи в ведение прокуратуры канцелярии Сената обратил внимание  единственно Е.В. Анисимов, справедливо назвавший канцелярию “мощным рычагом” в руках генерал-прокурора (Анисимов Е.В. Государственные преобразования… С. 261).

[cxx] По всей очевидности, в рамках поиска все той же линии равновесия между генерал-прокуратурой и Сенатом, Петр I предусмотрел–таки возможность ареста генерала и обер-прокуроров сенаторами – если в отсутствие монарха руководители прокуратуры явятся “в  тяжкой и времени не терпящей вине, яко измене…” (Законодательные акты Петра I. С. 310).