Прокуратура Петра I: истоки создания, страница 54

Взойдя на престол, Петр I долгое время не помышлял о преобразованиях в сфере государственного контроля. Лишь постепенно осознав, что управляет страной, в которой “неподкупный комиссар встречается так же редко, как трилистник о четырех листьях”, будущий император предпринял радикальный шаг. В 1711 г. Петр I учредил фискалов.

Именно фискальская служба стала первым в России специализированным ведомством общего надзора. Рассредоточенные по всей стране, независимые от местной администрации, фискалы выявили множество нарушений закона, по большей части, со стороны должностных лиц разных уровней. Но очень скоро у фискальской службы обозначились серьезные проблемы.

В первую очередь, работа фискалов начала осложняться нередким отсутствием  конечного результата – наказания виновных. Инициированные фискалами уголовные дела чаще всего волокитились, а то и целенаправленно блокировались в судебных инстанциях. Попытка царя преодолеть ситуацию, передав часть возникших по фискальским доношениям дел в производство  чрезвычайных следственных комиссий – “майорских” канцелярий – не привела к особенному успеху.

Практическая деятельность фискалов высветила и еще одну проблему: безнадзорность Правительствующего Сената. Предпринятые будущим Отцом Отечества в 1715-1721 гг. усилия по организации действенного контроля за высшей властью оказались неудачными. Ко всему прочему, утверждение в официальной политико-правовой мысли идеи salus publica привело в первой четверти XVIII в. к невиданной прежде интенсификации отечественного законодательного процесса. Неистребимо уверившиеся во всесилии “правильного” закона руководство страны взялось регламентировать решительно все стороны государственной и частной жизни.

Между тем, для того чтобы массив бесконечных  указов и инструкций не остался мертвой буквой, последующего по характеру контроля фискалов было, конечно, недостаточно. Итак, со всей очевидностью проступила необходимость в таком ведомстве, контроль которого за соблюдением действовавшего законодательства носил бы по возможности  упреждающий характер. Заодно контроль такого ведомства следовало распространить и на Правительствующий Сенат. Из сочетания названных потребностей в январе 1722 г. и возникла российская прокуратура.

Заимствовав исходный замысел и название нового учреждения из Франции, Петр I принялся незамедлительно адаптировать его к национальным условиям. К разработке нормативной базы деятельности отечественного прокурорского надзора император подошел весьма тщательно. Достаточно сказать, что сохранилось шесть подготовленных с участием монарха-реформатора вариантов основополагающего закона “Должность генерала-прокурора”, окончательно утвержденного 27 апреля 1722 г. Не менее внимательно Петр I готовил и второй по значимости нормативный акт, касавшийся прокуратуры - главу 2 “Должность прокурора” образцового Адмиралтейского регламента.

В ходе составления закона от 27 апреля отечественная генерал-прокуратура быстро утратила иностранный оттенок (прежде всего, присущие французскому оригиналу уголовно-процессуальные полномочия). В итоге, российская прокуратура сложилась как подчиненное непосредственно верховной власти, внутренне целостное ведомство, призванное осуществлять исключительно учреждающий контроль за деятельностью правительственных учреждений.

Следует отметить, что Петр I явственно опасался чрезмерного усиления власти прокуроров, способной дезорганизовывать работу поднадзорных ведомств. Именно поэтому ключевой прерогативой прокуратуры стала возможность приостанавливать (но не отменять!) решения подконтрольных учреждений. Тем самым, прокурор ставился не над, а при вверенном его контролю ведомстве.

Менее всего проясненным в законе  “Должность генерала-прокурора” остался вопрос о взаимоотношениях фискальского и прокурорского надзоров. Прописанное в законе отчетливое доминирование прокуратуры над фискальской службой как надзорной инстанции отчасти компенсировалось встречным правом фискалов контролировать прокуроров центральных и местных учреждений. Несомненно стремясь взаимодополнить функционирование обоих видов надзора, император намеревался, по-видимому, окончательно регламентировать этот вопрос в так и не завершенном, однако,  при его жизни законе о фискальской службе.