Прокуратура Петра I: истоки создания, страница 82

[cxxv] Положение п. 9 “Должности Сената” от 27 апреля 172 2г. относительно координирующе – распорядительной роли генерал-прокурора на заседаниях этого учреждения несомненно восходили к п. 2 вышеупомянутого указа от 13 февраля 1720г. (по которому аналогичные полномочия возлагались на сенатского обер-секретаря).

Указ от 13 февраля 1720г.

2.

Прочетши [дела],  поговорить и подумать полчаса, разве зело тяжкое дело, и будут просить до другова дни сроку для мысли, то отложить до другова дни, ежели возможно. Буде же такое дело, которое отсрочки не терпит, то прибавить еще полчаса или час, а по самой крайней нужде до трех часов. Для чего иметь [обер-секретарю] песочныя часы и по прочтении обернуть и, когда выдет [время], тотчас поднесть бумагу и чернила, дабы всякой свое мнение написал, или спрашивать каждого и записывать каждого мнение. А потом всем, каждому под своими словами закрепить [подписаться] своею рукою. …

Должность Сената

9.

… А все дела слушать и решить следующим образом: когда какое дело будет слушать, тогда между собою не говорить и, выслушав, буде дело не важное, в то время приговаривать [высказывать мнение] с нижних голосов и решить. А ежели которого дела вскоре решить будет не можно, то, встав, и кто с кем за благо разсудит, о том деле толковать надлежащее время, по важности дела и по разсуждению [решению] генрала-прокурора, для чего ему, генералу-прокурору, иметь песочныя часы. И, как встанут и будут толковать, тогда, объявя им песочные часы, обратя, поставить на стол такие, сколко к тому полкованию время надлежит. А как то время пройдет, тогда сесть всем по своим местам и по вышеозначенному голосы свои подавать снизу, один по другом. … А ежели случитца зело тяжкое, которое в короткое время не может решитца, то отложить и до другова дни. Буде же такое дело, которое отсрочки не терпит, то поговорить и подумать до трех часов и решить по вышеписанному ж. А как голосы свои давать будут, то каждого голоса записывать секретарю, а им каждому по своим голосам крепить...

(Законодательные акты Петра I. С. 232 – 233, 298).

[cxxvi] Там же. С. 319. Согласно делопроизводственной пометы, специально  изготовленные списки гл. 2 Адмиралтейского регламента были того же 27 апреля 1722 г. подписаны, насколько можно судить,  лично Петром I, а затем разосланы в прокуратуры коллегий и надворных судов.

[cxxvii] Публикации текста гл. 2 “Должность прокурора” и Адмиралтейского регламента см.: Там же. С. 320 – 322; Полное собрание законов. Т. 6. С. 544 – 545. В настоящее время известны выявленные Н.А. Воскресенским три редакции этой “Должности…”

[cxxviii] Сходство основных положений “Должности генерала-прокурора” и “Должности прокурора” естественно наводит на вопрос о протографе, о первичности какого-то из названных текстов. Как ни странно, в литературе подобный вопрос почти не затрагивался. Лишь в предисловии к публикации главы об адмиралтейском прокуроре Н.А. Воскресенский бегло отметил, что данная глава “явилась первоисточником для начальной – А – редакции Должности генерал-прокурора при Сенате” (Законодательные акты Петра I. С. 319). С таким утверждением, однако, невозможно согласиться. Дело в том, что в первых двух редакциях закона о генерал-прокуроре принципиально иначе, чем в “Должности прокурора”, регламентировались отношения прокуратуры и фискалов. Нельзя также не обратить внимание на отсутствие в главе об адмиралтейском прокуроре закрепленного в п. 4 обеих начальных редакций “Должности генерала-прокурора” цитированного выше положения о распространении на прокуратуру высочайшей “протекции”. Из этого следует, что редакции А и Б закона о генерал-прокуроре никак не могли восходить ни к одной из редакций “Должности прокурора”. Зато весьма интересная картина возникла при сравнении начальной редакции А главы об адмиралтейском прокуроре с третьей по счету редакцией В  “Должности генерала-прокурора”. Во-первых, в этих редакциях одинаково новаторски определялась та самая соподчиненность   прокуратуры и фискальской службы: