Основы теории международных отношений. История накопления знаний о международной сфере, страница 8

Показав, как люди вышли из естественного состояния и появилось сообщество, государство Левиафан, или высшая, верховная власть, которой люди пожертвовали свою свободу в обмен на мир о безопасность, Гоббс анализирует и перспективы отношений между государствами. Он констатирует, что между народами не существует договора, нет Левиафана, и продолжается «естественное состояние», «анархия»: «Пока люди живут без общей власти, держащей всех их в страхе, они находятся в том состоянии, которое называется войной, и именно в состоянии войны всех против всех».

Гоббс отмечает что все известные в истории попытки лидеров многих стран найти пути к миру, к перестройке отношений между государствами не были удачными. Международные отношения определялись не благими намерениями, а прежде всего фактическим соотношением сил на данный исторический момент. Никакими ограничениями государства, будучи независимыми не связаны, и каждому принадлежит то, что оно в состоянии захватить, и до тех пор, пока оно способно удерживать захваченное. Поэтому, делает вывод автор, «участники межгосударственных отношений находятся в положении гладиаторов, держащих наготове оружие и настороженно следящих за поведением друг друга». Отношения между странами, таким образом, всегда  регулируются силой.

Вместе с тем английский философ не удержался от соблазна предложить свой вариант преодоления войн и конфликтов, а именно идею создания надгосударственной организации («общей власти»), может быть какого то подобия международной монархии, как единственного регулятора хаоса «естественного состояния» в международном сообществе.. Вероятно Гоббс не исключал возможности заключения в будущем какого то общественного договора уже в международном масштабе.

Следующие представители классической традиции  (Г. Болингброк, Э. де Ваттель, Д. Юм) интересны для нас в первую очередь разработкой концепции политического равновесия сил.

Генри Сент-Джон Болингброк (1678-1751) являлся одним из наиболее известных политических деятелей своего времени, а его вклад в европейскую историческую мысль XVIII в., как считают многие, достоин того, что бы занимать место рядом с Вольтером.

Выпускник аристократического колледжа в Итоне, почетный доктор Оксфордского университета, с 23-летнего возраста - член Британского парламента, а несколько позже военный министр, затем, государственный секретарь (министр иностранных дел) правительства. В зените своей политической карьеры, в 1712 г. ему был пожалован титул виконта (дворянский титул) и он был возведен в пэры (звание представителей высшей аристократии, дает право быть членом верхней палаты парламента - палаты лордов)

Надо отметить, что наиболее важным политическим свершением Болингброка являлись подготовка и заключение Утрехтского мира с Францией, обеспечившего Англии почетный выход из дорогостоящей войны за испанское наследство. Главные усилия государственного секретаря были направлены на подписание мирного договора. Можно без преувеличения сказать, что Утрехтский мир (1713) был детищем виконта Болингброка.

Вспомним, что это было время, когда нации-государства становились основными звеньями новой европейской международной системы, и ее формирование сопровождалось яростным столкновением монархических держав за влияние и могущество. Ярким примером являлась и война за испанское наследство. И главным автором утверждения в документах Утрехтских договоров цели сохранения мира в Европе на принципах «баланса сил» и посредством проведения политики достижения и сохранения равновесия сил на континенте был государственный секретарь Англии  лорд Болингброк.

А позже, как это часто бывает в политических сферах, Болингброка обвинили в измене, конфисковали имущество и под страхом смерти запретили въезд в Англию (к счастью его предупредили и он успел до ареста сбежать во Францию). Его политическая карьера рухнула и появилось время (вспомним Фукидида, Н. Макиавелли, Ж. Бодена!) для размышлений о превратностях политики и истории. А после неудачной попытки вернуться в большую политику, во время второго, уже добровольного «изгнания» во Францию, во второй половине 30-х гг. XVIII в. Болингброк написал «Письма об изучении и пользе истории» опубликованные посмертно в 1752 г.