Основы теории международных отношений. История накопления знаний о международной сфере, страница 19

Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.) римский политический деятель и философ, формировался под влиянием различных философских течений эллинизма и, как отмечают специалисты, больше заботился о популяризации среди римлян греческой философии, чем об изложении собственных взглядов. Цицерон испытал очень сильное влияние стоицизма и идей «космополиса» что проявилось на страницах трактатов «Об обязанностях», «О государстве», «О законах». В них Цицерон говорит о существовании «всемирного полиса», объединяющего все другие сообщества. Поэтому, те, «кто утверждает, что надо считаться с согражданами, но не с чужеземцами, разрывают всеобщий союз человеческого рода, а с его уничтожением уничтожаются в корне благотворительность, щедрость, доброта, справедливость; людей, уничтожающих все это, надо признать нечестивыми также и по отношению к бессмертным богам».Ясно, что в переводе на современный язык эта фраза означает: все люди равны!

В Римском праве в то время уже существовало, так называемое перегринское право. Оно касалось иностранцев, но свободных людей. Римский философ считает, что в этом всемирном сообществе должно обязательно действовать и свое естественное (законодательное) право - «право народов» (Jus qentium). Под ним (перегринском правом) понимались уже созданные судебной практикой в спорах между чужеземцами нормы имущественного права, правовые институты, общепринятые для того времени, а также совокупность правил взаимоотношений Рима с остальными государствами, основанных на естественном праве божественного происхождения. Цицерон понимал это естественное право как всемирное, надгосударственное ( т. е. стоящее выше чем внутреннее право), идеальное право всех людей, а это и есть выражение идеи космополиса.

В развитие либерально-идеалистической традиции большой вклад внесло христианское учение. Вопрос о мире стал одним из ключевых в христианстве.

Вспомним, что в иудаизме, религии, имеющей приверженцев главным образом среди евреев, утверждается вера в единого для всех евреев, творца неба и земли и управляющего всем миром  бога Яхве, который больше всего заботится о своем «избранном народе» Израиле. В иудаизме, среди всех народов есть лучший - «богоизбранный народ - евреи, ведь только с ними бог заключил «завет» (обет, договор, союз)..

Христианство принесло в античную эпоху принципиально новое представление о единстве вселенной и человеческого рода, равенстве всех рас и национальностей и призывало к добру и справедливости. Мир - величайший божественный дар, который Христос передал людям. Даже война понималась как своеобразный поиск мира не только в его человеческом понимании, но и как средство «приведения» инакомыслящих и инакоживущих к Богу. (В средние века особое значение приобрела концепция Священной войны, целью которой было восстановление божественной справедливости и в конце концов Божьего мира).

В послании святого апостола Павла к Колоссянам говорится, (даю в вольном переводе),что христиане , должны подавить в себе  зависть, ложь, злость, враждебность к другим людям, вообще все негативные мысли и побуждения, надо простить виноватых и всех любить. «Нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос....Снисходя друг к другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы... И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле; и будьте дружелюбны». Вы видите, что дух христианского учения утверждал идею универсальной общности и братства людей, следующих божьим путем. В религиозной форме христианство развивало космополитические идеи философов стоиков.

При желании вы имеете возможность сами прочитать эти призывы в Новом Завете в главе 3 п.5-25.данного послания. Интересные изречения на интересующую нас тему можно найти в посланиях других апостолов. Апостолы - странствующие проповедники. Наряду с устными проповедями они обращались к христианам с посланиями по вероучительным вопросам. (В Новом завете апостолами называются двенадцать ближайших учеников Иисуса. Апостолом был и Павел, хотя и не был учеником Иисуса. Зато Павел -  наиболее исторически реальная фигура из апостолов. Об остальных апостолах известно очень мало). В Новом завете можно найти много мыслей и пожеланий, развивающих позиции Зенона и его последователей.