Размышляя в названной книге о взаимосвязи территории, климата, и истории, культуры менталитета и т.д. и в конечном счете и внешней политики, Боден естественно вышел на важнейшие проблемы международной политической жизни И результатом исследований на эти темы стала работа «Шесть книг о республике» (1576). Правда тематика книги была определена (навеяна) и историческим контекстом. Франция во второй половине XVI в. переживала полнейшую разруху. Гражданские и религиозные войны между католиками и гугенотами, набеги дворян и грабежи крестьян солдатскими бандами. Герцоги, принцы и высшие вельможи ведут себя как хозяева, не считаясь с Парижем. Наконец иностранные правители и римский Папа пытаются разодрать страну на части.
В этих условиях Жан Боден приходит к выводу о необходимости оформления верховной общенациональной власти и видит спасение Франции в укреплении королевской власти до абсолютизма. Он разрабатывает теорию государственного суверенитета и как основного принципа внутреннего права, предназначенного привести в порядок свое общество и как сущности политического поведения государства как субъекта международных отношений.
Ж. Боден утверждал, что «суверенитет есть постоянная и абсолютная власть государства, что суверенитет это сущность и признак государственной власти. Соответственно отсутствие суверенитета исключает существование государства. Суверенитет имеет два непременных признака: постоянство государственной власти, не ограниченной во времени; абсолютный характер, не сдерживаемый какими-либо условиями. Признак неограниченности суверенитета со временем лег в основу современного толкования международным правом принципа непрерывности государства при смене политических режимов и правительств.
Итак положение об абсолютизме юридически выражалось в принципе верховенства государственной власти, над которой нет никакой другой власти внутри государства и вне его пределов. Отметим, что в то время для Ж.Бодена суверенитет означал, естественно, неограниченную власть именно монарха осуществлять свою волю внутри страны и представлять государство за его пределами, или говоря современным языком , определять его внутреннюю и внешнюю политику. Новая фаза в распространении государственности - переход от суверенитета монарха к суверенитету нации начнется позже, в XVIII в. Но Ж. Боден уловил главные аспекты суверенитета - внутренний и внешний. С одной стороны это свобода государства избирать свой путь политического и экономического развития, гражданского и уголовного законодательства и т.п. С другой стороны - невмешательство государств во внутренние дела друг друга, их равенство и независимость.
Еще дальше пошел в утверждении принципов государственного суверенитета английский философ Томас Гоббс (1588-1679).
Т. Гоббс родился в семье приходского священника. Окончив Оксфордский университет, поступил гувернером (воспитателем детей) в аристократическую семью герцогов Девонширских с которой был связан до конца жизни. Из написанных Гоббсом работ ( «Основы философии», «О человеке», «О гражданине») нас интересует его знаменитый трактат «Левиафан» (1651), именно в нем Гоббс придает государственному суверенитету значение абсолютной власти, стоящей в межгосударственных отношениях над любым законом.
«Левиафан» - библейское чудовище, о котором в книге Иова говорится, что на свете нет ничего сильнее его. Забегая вперед скажем, что Гоббс уподобляет библейскому чудовищу государство, стремясь поднять авторитет гражданской власти, подчеркнуть приоритет государства перед церковью. В целом книга представляет собой наиболее полное и систематическое изложение социально-политической теории Гоббса. Книга состоит из четырех частей. В первой излагается учение о человека. Вторая - посвящена происхождению и сущности государства. Третья и четвертая части книги содержат критику притязаний церкви (в особенности католической) на власть и самостоятельность по отношению к государству. Здесь же дается рационалистическая интерпретация Священного писания. В конечном итоге книга посвящена представлениям автора о безопасности государства как главной политической ценности, причем для ее достижения он нашел такое средство как абсолютизм верховной государственной власти, основанной на непоколебимых основаниях естественного закона.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.