Основы теории международных отношений. История накопления знаний о международной сфере, страница 5

Размышляя в названной книге о взаимосвязи территории, климата, и истории, культуры менталитета и т.д. и в конечном счете и внешней политики, Боден естественно вышел на важнейшие проблемы международной политической жизни И результатом исследований на эти темы стала работа «Шесть книг о республике» (1576). Правда тематика книги была определена (навеяна) и историческим контекстом. Франция во второй половине XVI в. переживала полнейшую разруху. Гражданские и религиозные войны между католиками и гугенотами, набеги дворян и грабежи крестьян солдатскими бандами. Герцоги, принцы и высшие вельможи ведут себя как хозяева, не считаясь с Парижем. Наконец иностранные правители и римский Папа пытаются разодрать страну на части.

В этих условиях Жан Боден  приходит к выводу о необходимости оформления верховной общенациональной власти и видит спасение Франции в укреплении королевской власти до абсолютизма. Он разрабатывает теорию государственного суверенитета и как основного принципа внутреннего права, предназначенного привести в порядок свое общество и как сущности политического поведения государства как субъекта международных отношений.

Ж. Боден утверждал, что «суверенитет есть постоянная и абсолютная власть государства, что суверенитет это сущность и признак государственной власти. Соответственно отсутствие суверенитета исключает существование государства. Суверенитет имеет два непременных признака: постоянство государственной власти, не ограниченной во времени; абсолютный характер, не сдерживаемый какими-либо условиями. Признак неограниченности суверенитета со временем лег в основу современного толкования международным правом принципа непрерывности государства при смене политических режимов и правительств.

Итак положение об абсолютизме юридически выражалось в принципе верховенства государственной власти, над которой нет никакой другой власти внутри государства и вне его пределов. Отметим, что в то время для Ж.Бодена суверенитет означал, естественно, неограниченную власть именно монарха осуществлять свою волю внутри страны и представлять государство за его пределами, или говоря современным языком , определять его внутреннюю и внешнюю политику. Новая фаза в распространении государственности - переход от суверенитета монарха к суверенитету нации начнется позже, в XVIII в. Но Ж. Боден уловил главные аспекты суверенитета - внутренний и внешний. С одной стороны это свобода государства избирать свой путь политического и экономического развития, гражданского и уголовного законодательства и т.п. С другой стороны - невмешательство государств во внутренние дела друг друга, их равенство и независимость.

Еще дальше пошел в утверждении принципов государственного суверенитета английский философ Томас Гоббс (1588-1679).

Т. Гоббс родился в семье приходского священника. Окончив Оксфордский университет, поступил гувернером (воспитателем детей) в аристократическую семью герцогов Девонширских с которой был связан до конца жизни. Из написанных Гоббсом работ ( «Основы философии», «О человеке», «О гражданине») нас интересует его знаменитый трактат «Левиафан» (1651), именно в нем Гоббс придает государственному суверенитету значение абсолютной власти, стоящей в межгосударственных отношениях над любым законом.

«Левиафан» - библейское чудовище, о котором в книге Иова говорится, что на свете нет ничего сильнее его. Забегая вперед скажем, что Гоббс уподобляет библейскому чудовищу государство, стремясь поднять авторитет гражданской власти, подчеркнуть приоритет государства перед церковью. В целом книга представляет собой наиболее полное и систематическое изложение социально-политической теории Гоббса. Книга состоит из четырех частей. В первой излагается учение о человека. Вторая - посвящена происхождению и сущности государства. Третья и четвертая части книги содержат критику притязаний церкви (в особенности католической) на власть и самостоятельность по отношению к государству. Здесь же дается рационалистическая интерпретация Священного писания. В конечном итоге книга посвящена представлениям автора о безопасности государства как главной политической ценности, причем для ее достижения он нашел такое средство как абсолютизм верховной государственной власти, основанной на непоколебимых основаниях естественного закона.