Основы теории международных отношений. История накопления знаний о международной сфере, страница 40

Если античное и феодальное право рассматривали врагами всех подданных государства, оказавшегося объектом военного насилия, революционная Франция взяла за основу положение Ж. Ж. Руссо о том, что «война не является отношением человека к человеку, но отношением государства к государству». Соответственно мирное население берется под защиту воюющих государств. Теперь участником войны считался только вооруженный боец: «Каждый французский гражданин имеет право на обращение с ним как с солдатом, в том случае, если он взят неприятелем с оружием в руках». Декрет Законодательного собрания от 4 мая 1792 г. гласил, что «пленный должен быть неприкосновенным, как суверенитет народа, и священным, как несчастье», объявлял их находящимися «под охраной нации и под особым покровительством закона». Режим военной оккупации ограничивался строгими правилами, французская армия объявлялась временным носителем государственного принуждения, которое в отношении мирных граждан будет употребляться только для обеспечения их спокойствия и для поддержания из законов. В целом законодательно установленные Революцией 1789 г. ( и нередко нарушаемые в условиях суровой реальности), принципы войны оказали решающее влияние на последующую эволюцию международного права по вопросам войны и мира.

Законодательством революционной Франции упразднялись прежние ограничения гражданской правоспособности иностранцев, касавшихся преимущественно их наследственных прав. Декрет от 6 августа 1790 г. устанавливал, что «свободная Франция должна открыть свое лоно всем народам земли, приглашая их воспользоваться, под свободным правлением, священными и неотчуждаемыми правами человечества», и, что примечательно, этот закон не обуславливал расширение прав иностранцев требованиями взаимности.. Именно в годы Революции 1789 г. Франция основала право политического убежища, впоследствии ставшее одним из краеугольных элементов западной демократии. В объявлении войны «тиранам» от 20 апреля 1792 г. говорилось, что «французская нация заранее принимает всех иностранцев, которые отрекутся от дела ее врагов и станут под ее знамена, посвятив свои усилия защите ее свободы».

I.3. Немецкий «бумеранг» французской революции: отражение идей «прав человека» и национального суверенитета в философии Фихте и Гегеля.

Своеобразное влияние революционных и демократических идей американской и французской революций на развитие (оформление) философской и политической мысли классиков немецкого идеализма И. Г. Фихте и Г. В. Гегеля рассмотрено в работе известного специалиста по ТМО Г. Н. Новикова ( «Теории международных отношений: Учебное пособие. - Иркутск, 1996 г)

               Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814) и Георг Вильгельм Гегель (1770-1831) в молодости с искренним восхищением отнеслись к Французской революции, она явилась катализатором их дальнейших философских достижений.

И. Фихте в 1793 г. создает свой первый политический манифест «Требование к государям Европы возвратить свободу мысли, которую они до сих пор подавляли» и в этом же году публикует памфлет под названием «К исправлению суждений публики о Французской революции». Идея свободы у Фихте звучала не столько как ключевая философская категория, сколько как призыв к действию. Он писал: «Французская революция, как мне кажется, имеет огромное значение для всего человечества. Я не говорю о ее политических последствиях для всех стран, а также для соседних государств, которых она не имела бы без ничем не оправданной интервенции и без самой легкомысленной самоуверенности этих государств. Эти последствия очень велики, но они малозначительны в сравнении с другой, гораздо более важной вещью...Цель этой трагической картины не в том, чтобы чему-то научить и наставить кучку привилегированных. Учение об обязанностях, о правах и назначении человека не школьная игрушка: должно прийти время, когда воспитательницы наших детей будут объяснять обязанности и права человека юным существам, едва научившимся говорить, когда это будут первые слова, произнесенные ими, когда наибольшим наказанием будут слова: «это несправедливо».