Основы теории международных отношений. История накопления знаний о международной сфере, страница 27

И вот в этом нищенствующем ордене, принявшем обет бедности ( «чтобы евангельской бедностью отвлекались от ереси») был теолог, который написал трактат «Об индейцах и праве войны» В связи с завоеваниями испанскими и португальскими конкистадорами Латинской Америки, сопровождавшимися массовым истреблением «язычников», Франсиско де Виториа , несмотря на его верность папе и христианской религии, ставит вопрос о законности присоединения новых земель к испанской короне и о природе отношений между народами. Автор считал, что народы должны сами определять взаимоотношения между государствами, ибо существует естественная общность людей во всемирном масштабе. Теолог утверждал принцип «права народов», который должен определять взаимоотношения между государствами и социальными общностями людей во всемирном масштабе: « Сообщества, города и государства происходят и находят основы своего существования не в искусственных комбинациях, но в самой природе, которая побуждает людей к самосохранению и обеспечению их безопасности... Ибо в общественном начале заложена естественная неразделимость, то есть существование инстинктивного сообщества людей».

Ф, де Виториа подчеркивал, что появление государств искусственно разделило народы на изолированные общества, враждующие друг с другом. Доминиканец приходит к выводу: границы - искусственны, каждый человек имеет право на свободное передвижение по Земле. Видите, это идея гражданина мира и возрождение традиции «космополиса».

В конце XVI в. «взбунтовался» другой теолог - на этот раз представитель ордена иезуитов, Франсиско Суарес (1548-1617). (Напомню, что когда в XVI в. возник этот орден, то доминиканцы потеряли влияние, а иезуиты стали главной опорой папства, действовали по принципу «цель оправдывает средства» и были верными шпионами и убийцами Ватикана).

Основная работа Ф. Суареса, - «Метафизические рассуждения» (1597). Занимаясь проблемами философии теологии, ученый - иезуит рассматривал и проблемы отношений между людьми, что вылилось в написание трактата «О законах» (1607). Как правоверный христианин, Ф. Суарес в своих общих политических воззрениях утверждал примат духовной власти по отношению к светской. Размышляя о разделении человечества на государства, он исходя из христианских наставлений милосердия и любви к ближнему, подчеркивал политическое и моральное единство человеческого рода, что предполагало равенство всех людей, разумеется и иностранцев, откуда бы они ни происходили

Важное место в трактате «О законах» отводилось идее взаимозависимости. Земному сообществу, народам, трудно обходиться собственными средствами, они нуждаются во взаимопомощи, в сотрудничестве, в ассоциации, для благополучия, для большей выгоды или по необходимости или по моральной потребности. Таким образом Ф. Суарес обосновывая идею взаимозависимости государств, разрабатывал линию развития «прав людей» в международных отношениях в международное право. Интересно отметить, что по своим политическим взглядам испанский теолог был, так называемым тираномахом: правитель, ставший тираном и тем нарушивший божественный принцип власти , понимаемый как справедливый договор между народом и правителем, достоин смерти.

Обратим внимание на то, что рассмотренные христианские мыслители, в своих размышлениях опирались на положения философов античной Греции и Рима, разделявших позитивные права, установленные людьми, и естественные права, представляя последние как выражение божественной воли, в том числе в отношениях между народами. Постепенно оформлялось убеждение в том, что путем правового и морального регулирования можно добиться мира между людьми, развивалась линия развития «права людей» в международных отношениях в международное право на основе обычаев, складывавшихся во взаимоотношениях государств.

Нидерландский (голландский) юрист, социолог и общественный деятель Гуго Гроций (1583=1645) явился одним из основателей учения о естественном праве  и систематизатором ( некоторые даже считают, что творцом) международного права.