Основы теории международных отношений. История накопления знаний о международной сфере, страница 29

В первой книге Г. Гроций формулирует все главные предпосылки своего исследования «права войны и мира». Вот некоторые из них:

*«права» в сфере международных отношений создаются по взаимному соглашению государств из соображений пользы;

*если законы любого государства «преследуют его особую пользу», то нормы права народов «возникли в интересах не каждого сообщества людей в отдельности, а в интересах обширной совокупности всех таких сообществ»

*источник права народов - природа, законы божественные и нравы людей;

*соблюдение права народов не менее необходимо, чем соблюдение внутригосударственных законов;

*частные войны - это те, которые ведутся лицами, публичные же войны представляют собой войны, ведущиеся носителями гражданской власти (и об этих-то войнах идет речь в трактате);

*справедливы войны, которые ведутся в ответ на правонарушение, т. е. согласуются с естественным правом и т. д.

В своем сочинении «О праве войны и мира» (1625 г.), вопрос о происхождении общества Г. Гроций решает в связи с рассмотрением вопроса о сущности государства и права. Государство возникает, по Гроцию, из «общежительной природы человека», его образование есть акт сознательности людей, результат договора.

Автор делит право на естественное и «человеческое», вкладывая в эти понятия иное содержание, чем античные с средневековые мыслители. Естественное право основывается не на воле бога, а на природе человека, отличие которого от животных состоит в его стремлении к мирному общению, организованному согласно требованиям разума. Это качество человека определяется наличием у него дара речи и способности действовать соответственно общим принципам. Война есть проявление того враждебного отношения друг к другу, которое было при разрозненном существовании людей. В ходе исполнения принципов естественного права (воздержание от посягательств на чужую собственность, соблюдение договоров, наказание за преступления) складывается право «человеческое».

Г. Гроций поддерживал идеи Эразма Роттердамского об установлении мирного международного порядка, устранении силы из международных отношений и тщательной регламентации правомерности войны. Нидерландский юрист верил в возможности международного сотрудничества и мирного урегулирования споров, основанных на принципах коллективной безопасности.

Г. Гроций  считал несправедливыми любые войны, развязываемые ради «государственного интереса», и оставаясь христианином, считал несправедливыми войны с целью распространения христианства. Не удивительно, что католическая церковь сочла сочинение «О праве войны и мира» антиклерикальной; папская курия внесла эту книгу в число запрещенных.

Учение Гроция о праве войны и мира было направлено на формирование нового типа мирового сообщества, основанного на рационально-правовых принципах равенства, сотрудничества и взаимности в отношениях между людьми, народами и государствами, на идее единого международного правопорядка, добровольно устанавливаемого и последовательно соблюдаемого суверенными государствами. В этой связи одним из принципов международного права  ученый считал незыблемость договоров между государствами.

Г. Гроций расширил применение понятия гражданское общество с масштаба внутригосударственного до всемирного, распространяя принципы мирного существования, характеризующие естественное право, на право народов. Справедливость и право составляют основу благополучия человека и народов, поэтому справедливость нельзя ограничить пределами только своего государства.

По мере формирования и укрепления в Европе абсолютных монархий, появляются проекты обеспечения мира в отношениях между равноправными суверенами. Авторы их исходили из принципов права и гуманистической идеологии позднего Возрождения, а также из прагматических соображений. Они утверждали, что мир может быть достигнут благодаря рациональной организации межгосударственных отношений, для чего рекомендовались следующие меры: дипломатические переговоры, посредничество, международный арбитраж и суд, а как высшее средство - система коллективной безопасности. Абстрагируясь от вопросов внутренней политики и экономики, авторы таких проектов сосредоточивали свое внимание на отношениях между государями. Общей идеей подобных планов было обеспечение международной безопасности путем создания свободной конфедерации независимых государств.