Основы теории международных отношений. История накопления знаний о международной сфере, страница 31

Д. Локк подчеркивает, что состояние войны есть состояние вражды и разрушения. Чтобы явственнее показать читателю, что же такое состояние войны и мира, которым он считает естественным состоянием человека, он проводит сравнение между ними: одно - состояние мира, доброй воли, взаимной помощи и безопасности; другое же - состояние вражды, злобы, насилия и взаимного разрушения. Сила или заявление о готовности ее применить в отношении другого лица, когда на земле нет никого высшего, к кому можно было бы обратиться за помощью, - это и есть состояние войны; и именно отсутствие возможности подобного обращения дает право человеку вести войну против агрессора. Вы обратили внимание, что Локк понимает состояние войны и мира несколько шире общепринятого: это не только отношения между государствами, но и внутри государства, а также между людьми.

Далее Локк подробно рассматривает причины возникновения «состояния войн», которые возникают в том случае когда:

1) нарушаются естественные права человека, особенно его право на жизнь;

2) из-за тирании и узурпации, которые в конечном счете также нарушают право человека на свободу и развитие;

3) из-за посягательства на собственность, а по Локку, это личность человека, его труд, который принадлежит только ему;

4) рабство также поддерживает состояние войны;

5) несправедливые войны;

6) невозможность мирным путем сменить власть, нарушившую законы.

Английский философ уверен, что в этих причинах кроется и ответ на вопрос, как предотвращать войны. Надо удерживать людей от посягательства на права других и от нанесения ущерба друг другу и соблюдать закон природы, который требует мира и сохранения всего человечества. Но если каждый человек будет сам судьей и исполнителем, то это может привести к анархии и к еще большей несправедливости. Для того, чтобы этого не произошло, народ объединился в государства и гражданское общество. Здесь должен главенствовать закон, который един для всех. «Государство с его строгими законами, гражданское общество, где народ обладает реальной властью заменить законодательную власть поможет избежать войны внутри государства. А соблюдение права собственности, созданной трудом человека,- и завоевательных войн».

Задолго до Нюрнбергского процесса, вынесшего международное наказание нацистской верхушке, Д Локк поставил вопрос об ответственности правителей, виновных в развязывании войны, подчеркивал, что народ должен иметь право не поддерживать и даже ниспровергать безответственное правительство.

Будущим поколениям сторонников свободы и мира между народами английский философ оставил весьма важные позиции, ставшие крылатыми фразами: «война - сила без права»; «война - не только преступление против народа или отдельных лиц, но и против всего человечества».

Уильям Пенн (1644-1718 г.) был одним из руководителей квакерского движения, -христианской общины (секты). Общество Друзей (названное квакерами) было основано в Англии в эпоху гражданских войн XVII в. С 1661 г. квакеры восприняли идею полного неприятия войны. Квакеры считали, что все люди равны перед богом и убийство, лишение жизни - величайший грех. Такое миропонимание способствовало развитию антиавторитарного сознания, трактовавшего общедоступность истины для всех (включая людей, не принадлежавших к квакерам, и даже не христиан) и возможность мирного разрешения конфликта путем совместных поисков согласия.

И не случайно, что в разгар очередной европейской войны 1688-1697 гг. У. Пенн, как истинный пацифист, публикует проект организации Европы с длинным названием «Опыт о настоящем и будущем мира в Европе путем создания европейского Конгресса, Парламента или Палаты государств». Он подчеркивает, что «надо быть не человеком, а статуей из меди или камня, чтобы остаться бесчувственным, наблюдая кровавую трагедию». Основной замысел работы отражает эпиграф, составленный цитатами из Библии и Цицерона: «Блаженны миротворцы» (Евангелие от Матфея, 5,9); «Пусть оружие уступит место тоге» (Цицерон).