Основы теории международных отношений. История накопления знаний о международной сфере, страница 35

Английский философ и юрист Иеремия Бентам (1748-1832 г.) был родоначальником утилитаризма, - направления в этике, считающего пользу основой нравственности и критерием человеческих поступков. Основой морали является полезность, которую философ отождествлял с наслаждением. Исходя из натуралистического и внеисторического понимания природы человека, И. Бентам видел конечное назначение морали в том, чтобы способствовать естественному стремлению людей испытывать наслаждение и избегать страданий. В содействии «наибольшему счастью» для «наибольшего числа людей» и состоит смысл этических норм и принципов.

Этика И. Бентама изложена в сочинениях «Деонтология, или Наука о морали» и «Теория наказаний и наград», она (этика) и легла в основу предложенного британским философом своего плана международного мира. Как говорят специалисты, И. Бентам был наибольшим моралистом в политической философии. Не удивительно, что он как и И. Кант основывал свои планы вечного мира на фундаменте «моральной политики», был уверен, что из «дурной нравственности» вытекает «дурная политика». Английский философ считал, что для большей эффективности внешней политики государств, она должна быть избавлена от страстей, личных амбиций, капризов и ошибок правителей и министров, от тайной дипломатии, проводиться открыто, с широким использованием и обменом информацией. Необходимо исключить применение силы в международных делах и совершенствовать право с целью предупреждения международных разногласий.

И. Бентам, исходя из этих принципов и соображений предложил свой проект «европейского мира». Он предусматривал учреждение в рамках международной организации: постоянного конгресса на основе равноправного представительства государств; создание общего суда; формирование международных вооруженных сил. Кроме того, необходимо отказаться от колоний, сократить национальные армии, установить всеобщую свободу торговли и отказаться от любой дискриминации по национальному или религиозному признаку.

Итак, очередной план воцарения международного мира во многом напоминает проект аббата Шарль де Сен-Пьера, но в большей степени предполагает во взглядах на международные отношения мораль и принцип пользы. И. Бентам был уверен в реальности такой рациональной внешней политики, которая гармонично сочетала бы и собственную пользу и интересы других людей и народов с помощью нравственности.

Знаменательно, что мы завершаем историю развития либерально-идеалистической традиции в международной политической мысли рассмотрением взглядов великого русского просветителя Василия Федоровича Малиновского (1765-1814 г.). В отличие от других авторов трактатов о «вечном мире» В. Ф. Малиновский мало известен даже у себя в стране, не говоря уже о Западной Европе. А между тем он оказал значительное влияние на развитие русской общественной мысли в начале XIX в.

Выходец из семьи священника, он после завершения учебы в МГУ служил и выполнял ряд дипломатических поручений в Коллегии иностранных дел, одно время работал в русской миссии в Лондоне, владел несколькими европейскими, турецким и древнегреческим, латинским и древнееврейским языками. Именно В.Ф. Малиновский был первых директором Царскосельского лицея и ему лицей обязан воцарившемуся в нем духу высокого просвещения и свободомыслия. Мимо внимания воспитанников не прошли произведения В. Ф, Малиновского, утверждавшие передовые идеи времени, их приложение к России. Безусловно просветитель оказал влияние на формирование свободолюбивых, демократических взглядов А.С. Пушкина и его близкого приятеля П. Я. Чаадаева, они были знакомы и с ним и с его идеями (поэт стал лицеистом в 1811 г., а П. Я. Чаадаев служил корнетом лейб-гвардии гусарского полка, который был расквартирован в Царском селе). Интерес А. С. Пушкина к проблеме «вечного мира» и собственная его трактовка нашли свое выражение в записке поэта на французском языке, относящейся к 1821 году, - отражении споров, происходящих в Кишиневе, в доме участника тайных обществ Михаила Орлова вокруг «Вечного мира» Сен-Пьера.