Автор проекта не был утопистом, он реалистически смотрел на историю войн, отмечая, что «агрессоры гораздо больше побуждаются честолюбием, захватническими притязаниями господствовать, чем сознанием права». Он признавал, что «завоевание, подтвержденное договором и заключением мира, является приемлемым правовым установлением», хотя и «искусственным», но обеспечивающим «надежность более важных правовых понятий».Знал он и о психологических причинах войн, когда «в условиях мира - таково несчастье человечества - мы слишком часто испытываем пресыщение, подобное тому, как полный желудок не переносит сладости».
У. Пенн все таки верил, что возможно сосуществование народов без войн, что «из любви к порядку» правители соберутся на всеобщем Конгрессе, в составе 70-90 человек, представителей от всех европейских стран, утвердят так сказать Устав и возьмутся за работу. «Суверенные правители Европы...должны...организовать по доброму согласию встречу их представителей на всеобщем Конгрессе...и установить там нормы права...На рассмотрение этой Верховной ассамблеи необходимо выносить конфликты между теми или другими державами».
Автор заботясь об эффективности деятельности Конгресса очень подробно разрабатывает порядок его работы: частоту и ход заседаний, формы хранения документов, языки официального общения, форму зала, количество дверей и т. д. и т. п. Предусмотрел автор и возможности наказания провинившихся: «и если какая-либо держава, участвующая в этом верховном органе, откажется подчиниться его желаниям и требованиям или не станет дожидаться и в точности исполнять принятое им решение, если она вместо этого прибегнет к помощи оружия или станет откладывать выполнение решения за пределы установленного срока, то все другие державы, объединенные в единую силу, должны принудить ее к подчинению и соблюдению решений с возмещением ущерба, нанесенного пострадавшей стороне, и с оплатой издержек тех держав, которые принудили ее подчиниться...Так в Европе будет осуществлен продолжительный мир».
Пенн не отрицал, что образование такого Конгресса и формирование на этой основе какой-то конфедерации или Европейской Лиги ведет к утрате государствами части их суверенитета, но не печалился по этому поводу: «если это называется ослаблением их мощи, то только в том смысле, что большая рыба более не может пожирать малую и что любая держава равным образом защищена от несправедливости и сама неспособна совершать их».
В начале XVIII в. У. Пенн с частью членов квакерской общины отплывает в Северную Америку, где основывает одну из английских колоний. В современном административном центре этой бывшей колонии, в г. Харрисберге автору «Опыта о настоящем и будущем мира в Европе....» установлен памятник, в его честь эта территория называется штат Пенсильвания
Вспомним, что вскоре после сочинения У Пенна появилось яркое сочинение, предложенное для практического воплощения участникам Утрехтского конгресса (1713 г), завершившего очередную кровавую эпопею борьбы за испанское наследство.. Как мы знаем, в «Проекте вечного мира» аббата Шарль де Сен-Пьера, также говорится о необходимости создания международной организации в виде «федерации» (Европейского союза). Новое оружие, все более мощные и многочисленные армии, все более разрушительные войны, - все это заставляло мыслителей снова и снова возвращаться к этой базовой теме - избавления человечества от ужасов массового взаимоуничтожения (как формы международных отношений). Для нас более существенны взгляды таких ученых (мыслителей, философов) как И. Кант, И. Бентам, В.Ф. Малиновский.
.Иммануил Кант (1724-1804) - великий немецкий ученый, родился на территории современной России. Закончив университет в Кёнигсберге, ученый преподавал там около 50 лет, вел скромный, монотонный и уединенный образ жизни, никогда и никуда надолго не уезжал, был очень педантичным и жители города сверяли по времени выхода И. Канта из дома в университет и обратно свои часы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.