Основы теории международных отношений. История накопления знаний о международной сфере, страница 6

Рассмотрим основные рассуждения Гоббса о естественном состоянии человека, о естественных законах, о причинах возникновения государства, что позволит нам лучше понять его взгляды на природу и особенности международных отношений.

Английский философ, как и уже названные представители традиции политического реализма, пытается объяснить сущность общественной жизни, исходя из принципов «человеческой природы» Учение Гоббса о человеке включало чрезвычайно важное положение: «люди равны от природы» в отношении физических и умственных способностей. Это ведет к равенству надежд на достижение целей. А поскольку два человека не могут обладать одной вещью, то между ними возникает вражда (война). Причины вражды людей друг к другу находятся в природе человека, и основных причин три: соперничество, недоверие, жажда власти.

В отличие от мнения Аристотеля (человек есть общественное животное и не может жить вне общения) Гоббс убежден, что люди не испытывают никакого удовольствия от жизни в обществе и заставить людей жить вместе и в мире друг с другом способна только верховная власть, держащая всех в подчинении. Пока люди живут без общей власти, держащей всех их в страхе, они находятся в естественном состоянии, в состоянии, которое называется войной, и именно в состоянии войны всех против всех. Здесь нет места для трудолюбия, для справедливости, поскольку никому не гарантированы  плоды его труда, но есть вечный страх и постоянная опасность насильственной смерти, и жизнь человека одинока, бедна, беспросветна, тупа и кратковременна.

Гоббс делает вывод, что в естественном состоянии люди находятся в плохом положении и жаждут выйти из этого жалкого состояния, стремятся создать гарантии мира и безопасности. Чувства и разум диктуют им необходимость отказа от естественного состояния и перехода к государственному устройству. В итоге подобных устремлений естественное состояние (право) уступает место естественному закону, согласно которому «человеку запрещается делать то, что пагубно для его жизни или лишает его средств к ее сохранению».

Важно отметить, что естественный закон по Гоббсу, не есть результат соглашения людей, а представляет собой предписание человеческого разума. Страх смерти, желание не только сохранить свою жизнь, но и сделать ее приятной - таковы, по Гоббсу, чувства, склоняющие людей к миру. Разум же подсказывает людям тот путь, который может обеспечить им мирную жизнь и процветание. Таким велением «правового разума» и выступает естественный закон, предписывающий людям добиваться мира и согласия..

В своей работе Гоббс перечисляет девятнадцать естественных законов. Первый и основной естественный закон гласит: всякий человек должен добиваться мира, следует искать мира и следовать ему. Из основного закона Гоббс выводит остальные естественные законы. При этом он придает особое значение второму естественному закону, гласящему: «  право всех на все невозможно сохранить, необходимо или перенести на других некоторые права, или отказаться от них». Большинство названных автором законов носят характер требований и запретов: каждый должен отказаться от права делать все, что он захочет в той мере, в какой это необходимо в интересах мира и самозащиты и довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям, какую он допустил бы у других людей по отношению к себе; каждый должен выполнять заключенные ими соглашения, имеющие обязательную силу; каждый человек должен признать других равными себе от природы; и т.д. Конечно, рассуждает Гоббс далее, большинству простых людей некогда заниматься дедукцией и формировать эти принципы, но каждый в состоянии понять и запомнить одно легкое правило, резюмирующее все естественные законы, которое гласит: не делай другому того, чего ты не желал бы, чтобы было сделано тебе.

Вторую часть «Левиафана» Гоббс посвящает государству. Для достижения мира и безопасности люди создали искусственного человека, названного Гоббсом государством.