Основы теории международных отношений. История накопления знаний о международной сфере, страница 30

Французский поэт и философ Эмерик Крюсе (1590-1648) одним из первых предложил миру проект создания универсальной международной организации, которая и будет главным инструментом урегулирования спорных международных вопросов. Считая главной целью разумной внешнеполитической деятельности искоренение войн, французский писатель написал книгу «Новая Кинея», социальную утопию, но не о будущем обществе а о якобы существовавшем еще до новой эры стране. Автор играет там роль арбитра-миротворца при дворе короля Пирра, и якобы создает постоянную международную организацию, действующую на основе какого-то свода положений (Устава) и договора между государствами. Для разрешения международных споров существовал постоянный Совет с правом соответствующих рекомендаций государствам-членам, втянутым в конфликт. «Дабы наделить такую ассамблею большей властью, все упомянутые властители поклянутся считать нерушимым закон, принятый большинством голосов, и поднять оружие против того, кто станет нарушать его. Совет будет заниматься не только уже возникшими конфликтами, но и другими делами, стараясь примирить стороны..., предвосхитив причины конфликтов, сгладить их миром, а если потребуется, то и силой....Это главный способ установить мир во всем мире, которому все остальные подчинятся...Гуманность восторжествует..., всеобщие Права Человека заменят мировую тиранию...На обломках монархий мы воздвигнем здание всеобщей Республики, теперь мы знаем, на что способен свободный человек»

По сути дела это была всемирная организация, куда входили на условиях равенства (независимо от могущества и географического положения) страны Европы, Азии и Африки, т. е. автор предложил в XVII в. некий прообраз ООН, созданной через три столетия. Символично, но в год смерти Э. Крюсе действительно началась это долгая дорога международного сообщества к созданию подобной универсальной организации, - в 1648 г. завершился  первый в истории международный конгресс, подписавший Вестфальский мир, договор ( точнее два мирных договора, подготовленных в Мюнстере и Оснабрюке). Он положил конец Тридцатилетней войне и оформил принципы юридического равенства «цивилизованных государств».

Джон Локк (1632-1704 г.), - английский философ-просветитель, (студент, а затем преподаватель Оксфордского университета), широко известен как создатель эмпирической теории познания и идейно-политической доктрины либерализма. Вспомним, в своей основной философской работе «Опыт о человеческом разуме», мыслитель утверждает, что вообще не существует врожденных идей и принципов - ни теоретических, ни практических (нравственных), включая идею бога, а все человеческое знание проистекает из опыта - внешнего (ощущения) и внутреннего (рефлексии).

Соответственно, социально-политическая концепция Д. Локка содержится в «Двух трактатах о государственном правлении» (1690 г.) Она базируется на главном этическом принципе: « в благоразумном и благочестивом сознании в конечном счете достигается гармония между личными и общественными интересами». Первый трактат посвящен опровержению взглядов на божественное право абсолютной королевской власти, второй - содержит теорию конституционной парламентской монархии, Неизбежность государственной власти Д. Локк рисует с позиций теорий естественного права и «общественного договора». В отличие от абсолютистской теории государства Т. Гоббса, правительству передается только некоторая часть «естественных прав» ( отправление правосудия, внешних сношений и т. п.) ради эффективной защиты всех остальных - свободы слова, веры и прежде всего собственности. Законодательная власть в государстве должна быть отделена от исполнительной (включая судебную) и «федеративной» (внешней политики), причем само правительство должно подчиняться закону.

Д. Локк был уверен, что цель политики заключается в поиске счастья, которое неотделимо от свободы и воплощается в мире, гармонии и безопасности Чтобы достичь этого народ должен быть «безусловным, верховным  сувереном» а его интересы в сфере международных отношений должны основываться на соблюдении равенства как «общего мерила» и соблюдения закона природы, который «требует мира и безопасности для всего человечества».