Очевидно, что при всем, казалось бы несовпадений надежд Малиновского с политическими реалиями, которые станет насаждать Священный Союз, просветитель чутко предугадал дух национального самоутверждения и политического либерализма, который охватил постнаполеоновскую Европу. Приверженность идеям конституционализма была заявлена самим Александром I, даровавшим конституцию Польше и обещавшим распространить ее на всю Россию. Однако не разрушенное войной крепостное право стало на пути ее национального прогресса. Предупреждение Малиновского, что упущение «таких случаев... дорого платится потомками», стало для России пророческим.
В. Ф. Малиновский был убежденным сторонником равноправия всех народов, он положил начало демократическому и освободительному течению в панславистском движении XIX в. Его деятельность была своеобразным мостиком между русским просвещением XVIII в. и декабристами. А гуманистический пафос идеи ненасилия отчетливо просматривается, как составляющая, в движении русской мысли, чутко улавливавшей в ней сопряженность миротворчества как принципа межгосударственных отношений с миром социальным и политическим. Именно данное обстоятельство определило в первую очередь национальный облик миротворческой идеи в ее российском выражении.
Завершая рассмотрение работ В. Ф. Малиновского, - «Рассуждение о мире и войне», «Общий мир», отметим, что некоторые исследователи вопросов мира и войны в политико-правовых учениях Нового времени оценивают этот труд как один из наиболее глубоких проектов решения этой проблемы. Просветитель следовал формировавшейся традиции международного права, считая, что государства должны соблюдать общие нормы и придерживаться правового понимания международной политики.
Тема 3.Третья, революционная (марксистская) традиция (парадигма) в понимании международных отношений
Конец XVIII - XIX вв. - время оформления, еще одного, помимо классического и либерально-идеалистического, течения политической мысли. Ее возникновение - результат развития предшествующей европейской социально-политической мысли, теории естественного права, либеральных воззрений.
Мы убедились: поиски путей установления вечно мира, устранения войны как способа решения государственных споров отличают творческое наследие представителей политической мысли старого света - Э. Крюсе, Ш. де Сен-Пьера, И. Бентам и др. В проекте И. Канта, например, утверждается, что установление начала правового состояния и общественного договора между государствами на практике невозможно без принуждения. Кроме того, чтобы этот договор был действующим, одна из дефинитивных статей «вечного мира» предусматривает: гражданское устройство каждого государства должно быть республиканским, основанным на принципах соблюдении всеми единого законодательства, на равенстве всех членов общества. И тут и в работах других мыслителей есть основа для объяснения необходимости насильственного свержения монархии (революции) и помощи другим народам в переходе к свободному, республиканскому строю, и для девиза «мир хижинам, война дворцам»
Данная традиция рядом исследователей называется революционной, радикальной и в конечном счете утвердилось ее обобщающее название - марксистская традиция. Рассмотрим основные этапы ее развития и оформления.
I Революционное мировоззрение конца XVIII - начала XIX вв.
I.1. Т. Пейн, Т Джефферсон, американская революция 1776 г и идеи «Декларации независимости»
Томас Пейн (1737-1809) - английский мыслитель, взращенный идеями Э. Роттердамского,Г. Гроция, Д. Локка, И. Канта, решительно отстаивал принципы суверенитета народов, политического равноправия всех граждан,, был глубоко убежден в безграничной способности человеческого разума к объективному познанию существующих вещей.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.