Основы теории международных отношений. История накопления знаний о международной сфере, страница 15

Как видно из вышесказанного, прусский генерал прекрасно понимает утопичность мечтаний о вечном мире и понимают диалектику возникновения и смысла войн: «Если бы война была совершенным, ничем не стесняемым, абсолютным проявлением насилия, то она с момента своего начала стала бы прямо на место вызвавшей ее политики как нечто от нее совершенно независимое. Война вытеснила бы политику и, следуя своим законам, подобно взорвавшейся мине, не подчинилась бы никакому управлению и никакому руководству, а находилась бы в зависимости лишь от приданной при подготовке организации» Но в таком случае «война стала бы независимой от разумной воли», а поскольку она находится под действием многих сил, развивающихся не вполне одинаково, и факторов, препятствующих ей, то «действительная» война, в отличие от воображаемой абстрактно «абсолютной», превращается в то, что К. Клаузевиц называет «пульсацией насилия».Вот откуда эта бессмертная главная формула генерала, определяющая смысл войны: «Война есть продолжение политики другими средствами».

Итак, мы познакомились с процессом развития классической традиции подходов и оценок к анализу международных отношений. Для этой традиции политического реализма характерны следующие черты:

стремление беспристрастно и строго анализировать международную политическую действительность, не отвлекаясь на всевозможные «утопические» проекты утверждения «вечного мира», основанного на нормах международного права, и универсальных нормах нравственности и справедливости;

убеждение в неизменности человеческой природы, которая определяет характер отношений между главными участниками, - государствами, как постоянную борьбу за реализацию своих собственные интересов; понимание, что вследствие неравенства государств по своим силам и ресурсам и отсутствия в международных отношениях верховной власти, эти отношения всегда будут носить анархический характер и определяться по принципу «помоги себе сам», когда сильные государства делают то, что они хотят и могут, а слабые - то, что им позволяют сильные; уверенность, что главным международным процессом, несмотря на все прогрессивные изменения ( так было, есть и будет) является межгосударственный конфликт и крайняя форма его проявления - война, и , соответственно, главная цель государства в международной политике - обеспечение собственной безопасности путем наращивания сил (ресурсов) и совершенствования их качества.

Тема 2. Становление либерально-идеалистической традиции (парадигмы).

В Древней Греции (к сожалению другие источники древнего мира до нас не дошли) стала оформляться и противоположная идеология (традиция) в подходах к оценке вообще отношений между людьми и, соответственно, международных отношений. их сути, содержания и перспектив.

Отметим, что мифологическое и поэтическое переживание идеи мира, эстетизация и политизация в ее осмыслении были составляющей античного сознания. Сначала греческие, а затем и римские поэты и драматурги противопоставляли гармонию мира мучительному разладу войны. Эта тема нашла отражение в мифе о Золотом веке, который был широко распространен в древние времена на Среднем Востоке. Мифологическое постижение мира раскрывало переход человечества из идеального мироздания в состояние непрекращающегося противоборства. Греческие философы обращались к понятию естественной гармонии и осмыслению универсальной миролюбивой цивилизации в далеком будущем.

Понимание мира, как гармоничного процветающего естественного миропорядка пронизывало греко-римскую мысль, обычаи и нравы на протяжении всей истории этих древних государств. Гармония природы изучалась философами древней Греции, такими, как Пифагор в VI в. до н. э. Утверждая единство вселенной, он осмысливал гармонию природы через законы математики. Пифагор считал, что гармония не может быть достигнута насилием и что гармоническое общество возможно лишь при справедливой власти и тогда, когда жизнь человека не ограничена территорией государства: «...для мудреца весь мир открыт, ибо вся земля - родина сильному духом».