Основы теории международных отношений. История накопления знаний о международной сфере, страница 36

В. Ф, Малиновский активно участвовал в просветительской деятельности, в своих сочинениях и в издаваемом им журнале «Осенние вечера». В написанных Малиновским «Размышлении о преобразовании государственного устройства России» и «Записке об освобождении рабов», а также в ряде других сочинений обосновывались введение конституционного правления в России, отмена крепостного права и многие другие демократические реформы, которые стали осуществляться в стране лишь спустя полвека.

Один из самых значительных пацифистских трактатов начала XIX в. труд В. Ф. Малиновского - «Рассуждение о мире и войне», вышел в свет в 1803 г. Его открывает безусловное осуждение автором войны как абсолютного зла: «Война заключает в себе все бедствия, коим человек по природе своей может подвергнуться, соединяя всю свирепость зверей с искусством человеческого разума, устремленного на пагубу людей. Она есть адское чудовище, которого следы повсюду означаются кровью, которому везде последует отчаяние, ужас, скорбь, болезни, бедность и смерть. Лишая народы спокойствия, безопасности, благоденствия, она рано или поздно причиняет их совершенное падание. Время нам оставить сие заблуждение и истребить зло, подкрепленное наиболее всего невежеством»

Автор не ограничивается общегуманистическим осуждением войны и абстрактными призывами к человечеству отказаться от этого пагубного средства во взаимоотношениях народов. Он дает не только развернутое общетеоретическое обоснование недопустимости войн, но и разрабатывает практический план объединения европейских народов, исключающий военное насилие из их жизни. Решительно поддерживая освободительную борьбу народов и их права на самоопределение, русский просветитель предложил свой проект установления «вечного мира» в Европе путем создания общеевропейского союза федеративных государств, образованных по национальному признаку и управляемых на основе демократического волеизъявления народов.

В.Ф. Малиновский был убежден, что все государства должны соблюдать общие нормы и придерживаться правового понимания международной политики, соблюдать договора. Для гарантии того, что это будет соблюдаться (чтобы «сохранять общую безопасность и собственность»), просветитель предлагал организовать планомерную работу Совета, возглавляющего эту  постоянную международную организацию, и опирающуюся при необходимости на совместные вооруженные силы. В.Ф, Малиновский осуждает невежество и суеверия, способствующие вражде народов, обличает своекорыстие правителей и дипломатов и утверждает права народов «судить свое правительство», виновное в международном конфликте.

Свое дальнейшее развитие миротворческие идеи Малиновского получили в его статье «Общий мир», помещенной в журнале «Сыны Отечества» за 1813 г. Автор увидел в многочисленных мирных проектах, предложенных в ходе освобождения европейских стран, реальную предпосылку превращения их (проектов) в единый пакт-уложение правил безопасности и неотъемлемости владений; особая роль при этом отводилась России, вернувшей народам Европы национальную независимость: « России... принадлежит... увенчать сей великий подвиг и обеспечить освобожденные народы общим для них союзом между собой, обратив все частные проекты в один, который... служил бы непременным и верным основанием всех политических дел». В этом отношении установки Малиновского шли в общем русле возникающих в то время в Европе проектов «вечного мира», ни один из которых не обходился без обеспечения его Россией.

Но «общий мир», идеи которого развивал автор  в своей статье, представал в ней не просто юридическим актом, закрепляющим роль России в разгроме Наполеона. Он был нацелен на утверждение демократических принципов в государственном устройстве освобожденных стран, как законного вознаграждения народов Европы: «Всеобщий дух геройства, любовь к Отечеству и расположение народов к защищению и утверждению своих прав, вместе с ненавистью к насилиям и утеснениям обещают произвести дело, достойное нынешних времен, и сохранить для потомства плоды сей общей готовности к самопожертвованиям. Стечение нынешних обстоятельств составляет эпоху: мы будем отвечать потомству и сами пожалеем тщетно, если не воспользуемся оным. Должно ловить такие случаи, ибо они никогда не возвращаются, и если не умеют оных употребить, то сие упущение дорого платится потомками и самим современникам весьма бывают чувствительным».