Основы теории международных отношений. История накопления знаний о международной сфере, страница 45

На рубеже XIX XX вв. капитализм, вступив в государственно-монополистическую стадию своего развития, трансформировался в империализм. Анализ основных экономических признаков данной стадии, определенных сдвигов в классовой структуре общества сделал В. И. Ленин в работе «Империализм как высшая стадия капитализма» (1916 г.). Он пишет, что с завершением эпохи политического раздела мира между империалистическими государствами на передний план выступает проблема его экономического раздела между монополиями.. Монополии сталкиваются с постоянно обостряющейся проблемой рынков и необходимостью экспорта капитала в менее развитые страны с более высокой нормой прибыли. Поскольку же они сталкиваются при этом в жесткой конкуренции друг с другом, постольку указанная необходимость становится источником мировых политических кризисов, войн и революций. В работе Ленина империализм предстал в целом как необходимый результат развития общества и как ступень на историческом пути капитализма к его неизбежной гибели, как канун социалистической революции. Разработанные автором произведения теоретические основы неравномерного развития империализма привели к выводу о возможности победы социализма первоначально в нескольких или одной, отдельно взятой стране.

Поэтому после Февральской революции Ленин с броневика у Финского вокзала и в своих «Апрельских тезисах» призывал большевиков захватить власть в России и воспламенить мировую социалистическую революцию.

После победы Октябрьской революции Ленин  в докладе о мире (26 октября 1917 г.) в условиях продолжающейся I мировой войны предложил  «всем воюющим народам и их правительствам» немедленно начать переговоры о справедливом демократическом мире» Таким миром должен быть «немедленный мир без аннексий (т. е. без захвата чужих земель, без насильственного присоединения чужих народностей) и без контрибуций, без тайной дипломатии. Эти позиции позже были положены в основу доказательства существования так называемой концепции мирного существования.

На деле, конечной целью внешней политики советского государства многие годы являлась мировая революция. В декабре 1917 г. на первом Всероссийском съезде военного флота Ленин заявил: «...Нам говорят, что Россия раздробится, распадется на отдельные республики, но нам бояться нечего. Сколько бы ни было самостоятельных республик, мы этого страшиться не станем. Для нас важно не то, где проходит государственная граница, а то, чтобы сохранился союз между трудящимися всех наций для борьбы с буржуазией каких угодно наций». В докладе о внешней политике на объединенном заседании ВЦИК и Московского совета 14 мая 1918 г. Председатель СНК подтверждал, что «интересы мирового социализма выше интересов национальных, выше интересов государства». В речи, произнесенной на VI Всероссийском чрезвычайном съезде советов рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов (6-9 ноября 1918 г.) Ленин утверждал: «мы доказали, что, ставя ставку на международную пролетарскую революцию, мы не ошиблись». В 1920 г. вождь большевиков писал, что «во главу угла всей политики Коминтерна по национальному и колониальному вопросу должно быть положено сближение пролетариев и трудящихся масс всех наций и стран для совместной революционной борьбы за свержение помещиков и буржуазии» и что федерация «на базе советского строя, советского движения» является «переходной формой к полному единству трудящихся всех наций.

Итак, Ленин, как и Маркс, был уверен, что главными актерами на международной сцене были социальные классы, а не государства. Если якобинцы, революционным лозунгом «мир хижина, война дворцам» утверждали принцип национального суверенитета, то марксисты (большевики), революционизируя международные отношения, провозглашали верховенство классовых интересов. Тем самым международные отношения, в сущности, ничем, кроме масштабов, не отличаются от социальных отношений внутри государства.

Суть марксистской традиции (парадигмы): Природа международных отношений носит не столько анархический, сколько империалистический и эксплуататорский характер. Основными акторами являются не государства, а социальные классы. Снимутся противоречия между буржуа и пролетариями через социалистические революции и в отношениях между народами и государствами постепенно воцарятся простые нормы нравственности и справедливости.