Основы теории международных отношений. История накопления знаний о международной сфере, страница 11

Д. Юм, завершая очерк «О равновесии сил», оформляет самое общее правило международных отношений: «политика должна сводиться на самом высоком уровне обобщения к действию, имеющему целью воспрепятствовать любому государству аккумулировать силы, превосходящие коалиционные силы его соперников». Тем самым участникам международной политической «игры» «равновесия сил» Д. Юм предлагает выбрать вместо возможной максимальной выгоды кому-то, взаимно гарантируемый минимальный риск для всех.

Достойным представителем традиции политического реализма в оценке отношений в международно-политической сфере был и французский писатель и философ Жан Жак Руссо (1712-1778). Конечно он больше известен как автор романов «Эмиль, или О воспитании», «Юлия или Новая Элоиза», «Исповедь». Но он же оставил потомкам трактат «Об общественном договоре...» в котором обосновывал право народа на свержение абсолютизма и утверждал, что на смену любой авторитарной власти должна прийти республика.

Ж. Руссо, и это менее известно, принимал участие в международной политической жизни, он был секретарем французского посольства в Венеции. Естественно его интересовали и проблемы взаимоотношений между государствами, поиски путей их нормализации и устранения из жизни людей величайшего зла - войны. Превращение войн во все большую угрозу для народов Европы, - усовершенствование оружия, создание массовых армий и военных коалиций, многолетние войны XVII-1-й пол. XVIII вв. заставили мыслителей обратиться к созданию проектов «вечного мира между народами».

Один из таких проектов был еще в 1713 г. предложен французским аббатом Шарлем де Сен-Пьером (1658-1743) был предложен Утрехтскому конгрессу, завершившему войну за испанское наследство.

В середине века «Проект вечного мира» обратил на себя внимание Ж. Руссо и он в 1760 г. опубликовал избранные фрагменты из проекта аббата, а вскоре дал на работу де Сен-Пьера развернутую рецензию, изложив в ней и собственные взгляды на проблему. Мы рассмотрим все это в комплексе, - и основные положения трактата и критику его Ж. Руссо в работе «Проект вечного мира» (1761 г.)

Де Сен-Пьер использовал для своего проекта разработанный еще министром финансов при французском короле Генрихе IV герцогом Сюлли (Максимильен де Бетюн герцог Сюлли [1560-1641] «Великий план» установления мира в Европе. Идею данного проекта Сюлли приписывал Генриху IV, который пытался создать ряд союзов европейских государств, чтобы ограничить власть Габсбургов. Но Сюлли пошел еще дальше, выдвинув план европейской конфедерации. Вот эту концепцию конфедерации в начале XVIII в. использовал де Сен-Пьер, аббат и член французского  суда, разработавший множество планов социального усовершенствования. В нескольких вариантах своего «Проекта вечного мира» (1713 г.) он развил идеи «Великого плана» Сюлли, пытаясь убедить монархов, что принятие такой системы диктуется их собственными интересами.

Аббат исходил из возможности прогресса в международной политике на основе усовершенствования правового урегулирования отношений между государствами и утверждения примата правовых международных норм. Сен-Пьер анализирует европейское публичное право своего времени и отмечает в нем отсутствие общности принципов, внутреннего единства, противоречивость правовых систем государств. В этих условиях государства как бы следуют правовым нормам, но поскольку они противоречивы, «война становится еще более неотвратимой».

Ш. де Сен-Пьер предлагает для исправления ситуации несколько обязательных принципов, способных вести к прекращению войн: гарантию государствам их территориальных владений; уважение территориальной целостности государств; использование арбитража международных судебных трибуналов; ограничение вмешательства государств в дела друг друга. Он также предложил отказаться от принципа jus ad bellum - права на войну - исконного права государства на применение силы, и, более того, ввести в международные законы положение об ответственности государств за подготовку и развязывание войн и применение коллективных санкций, включая военную силу.