Основы теории международных отношений. История накопления знаний о международной сфере, страница 17

Самым универсальным представителем Средней Стои Посидонием Родосским (135-51 гг. до н. э.) разрабатывалась в наиболее систематизированной форме идея ненасилия. Он «имел школу в Родосе» и античная историография называет Посидония подлинным «стоическим Аристотелем» за разнообразие научных знаний и энциклопедизм. К сожалению от сочинений философа сохранились лишь немногочисленные фрагменты.

Посидоний развивает идеи естественного равенства различных народов, разрабатывая теорию договора между победителями и побежденными, между сильными и слабыми. Причем делает акцент не на насилии, а на добровольном соглашении, вызванном различием людей по степени разумности. Важным компонентом теории договора Посидония было утверждение о взаимных обязанностях управляемых и управляющих по отношению друг к другу. Более разумные не просто имеют право «властвовать и господствовать», но и должны проявлять неустанную заботу о тех, кто добровольно им подчинился. Философская и политическая мысль эпохи эллинизма выступала тем самым против произвола, насилия, за соблюдение права и закона в международных отношениях и во внутренних делах отдельных государств.

Представления о праве и законе, о взаимных обязательствах, в которых отсутствовали элементы насилия и агрессии формировались у Посидония в рамках стоических доктрин о «космополисе», «мудреце» и теории всеобщей симпатии.. Единый мировой космополис, управляемый согласно Разуму и Природе, был для стоиков земной моделью космоса. Управлять в нем может лишь тот (монарх, народ), кто ориентируется на Разум, на нормы, установленные природой. «Править» же означало не подавлять, властвовать, а исполнять обязанности, заботиться.

Идея ненасилия, сама теория договора логично вписывалась в философские воззрения Посидония. Здесь одним из определяющих начал было учение о «симпатии». «Симпатия - природное соответствие, образуемое ростками разума пронизывающими весь космос, определяло проникновение единого начала во все мельчайшие вещи и явления в мире, выражая его единство». Это прекрасно обосновывало для Посидония важнейший принцип историописания, согласно которому всемирная история представала не конгломератом сведений о различных странах и народах, но объяснением мира. Как между небом и землей, между миром вечным и миром гибельным должно быть природное соответствие, так и в человеческом обществе симпатия выступает связующей силой, принимая форму «филантропии» и «справедливости». Пока эта связь не нарушена между людьми, общество развивается гармонично. Но нарушение принципа единства, спровоцированное конфликтами, войнами или чрезмерным накоплением имущества, отчуждает людей друг от друга, изменяет природные «симпатические» связи, раскалывая общество и народы на враждующие группы. Поэтому «насилие и агрессия нарушают закон бытия».

Такая убежденность, видимо, определила и собственные политические пристрастия философа, имевшего, по сведениям источников, опыт государственного деятеля и политика. Известно, что Посидоний приезжал в Рим к знаменитому консулу и стратегу Марию в составе родосского посольства, его принимали в семействах Брутов и Марцеллов, к нему приезжал Цицерон, его дважды навещал римский полководец Великий (Гней) Помпей, о котором Посидоний написал книгу.

Посидоний стал свидетелем объединения различных этносов в единой эллинистической ойкумене. Это могло подтвердить правоту его философских представлений о едином космополисе и всеобщих симпатических связях. Упрекая предшествующих авторов в том, что у них очень мало сведений о далеких странах и народах, что многие из них находятся в плену предубеждений, ибо большинство своих сведений получили по слухам, он сам объезжает почти все Средиземноморье, а также посещает неизвестные грекам северные области, включая Британию. Отличие физического типа людей, по Посидонию, определяется не тем, варвары они или нет, а «физическим» и «широтными» зонами, в которых они живут.