Основы теории международных отношений. История накопления знаний о международной сфере, страница 44

Основная мысль, проходящая красной нитью через весь «Манифест», мысль, что экономическое производство и неизбежно вытекающее из него строение общества любой исторической эпохи образует основу ее политической и умственной истории; что в соответствии с этим...вся история была историей классовой борьбы, борьбы между эксплуатируемыми и эксплуатирующими, подчиненными и господствующими классами на различных этапах общественного развития. «Манифест начинается фразой: «История всех до сих пор существующих обществ была историей борьбы классов». При капитализме эта борьба достигла ступени, на которой эксплуатируемый и угнетенный класс (пролетариат) не может уже освободиться от угнетающего его класса (буржуазии), не освобождая в то же время всего общества навсегда от эксплуатации, угнетения и классовой борьбы.

Поэтому, согласно Марксу и Энгельсу, всемирная история начинается с капитализма, ибо основой капиталистического способа производства является крупная промышленность, создающая единый мировой рынок, развитие средств связи и транспорта. Этот мировой рынок использует мировая буржуазия, у которой есть одна родовая черта - стремление эксплуатировать трудящихся любых стран. Буржуазия превращает всю экономическую жизнь на земле, т. е. производство и потребление в космополитическое и становится господствующим классом не только в отдельных капиталистических странах, но и в масштабах всего мира. Но «в той же самой степени, в какой развивается буржуазия, т. е. капитал, развивается и пролетариат».

Основатели марксизма само историческое развитие и зарождение капиталистического способа производства увязывали с движением человечества к всемирной организации. Перспектива международных отношений представлялась им следующим образом: « Национальная обособленность и противоположности народов все более и более исчезают уже с развитием буржуазии, со свободой торговли, всемирным рынком, с единообразием промышленного производства и соответствующих ему условий жизни. Господство пролетариата еще больше ускорит их исчезновение». Следовательно, эксплуатация одних наций другими будет уничтожена в той мере, в какой будет уничтожена эксплуатация одного индивидуума другим, и «вместе с антагонизмом классов внутри наций падут и враждебные отношения наций между собой». Сплочение, единение во всемирном масштабе победившего пролетариата, у которого по его социальной природе нет отечества, искоренит войны.

Таким образом, марксизм свел международные отношения к отношениям социально-экономическим. В экономическом плане международные отношения становятся отношениями эксплуатации. А в плане политическом они становятся отношениями господства и подчинения и, как следствие, отношениями классовой борьбы и революций. Тем самым национальные интересы, государственные суверенитеты вторичны, ибо объективные законы способствуют становлению всемирного общества. Соответственно международная проблематика поглощается теорией общественных формаций, исторически сменяющих друг друга в результате революций в способе производства материальных благ. Международные отношения капиталистической эпохи характеризует диалектика антагонизма между буржуазией и пролетариями в международном сообществе. Поскольку пролетариям нечего терять и они повсюду эксплуатируемы капиталом, то они, согласно этой логике, должны объединиться. Но для этого пролетариат должен прежде всего завоевать политическое господство, подняться до положения «национального класса», конституироваться как «нация».Основным элементом в человеческой организации, по мнению основателей марксизма, являются не племена, народности и нации а общественные классы.

Концентрированное выражение «классового» подхода к международным отношениям представлено в статье Энгельса «Празднество наций в Лондоне»: «Наконец, братание наций имеет в наши дни, более чем когда бы то ни было, чисто социальный смысл. Пустые мечты о создании европейской республики, об обеспечении вечного мира при соответствующей политической организации стали также смешны, как и фразы об объединении народов под эгидой всеобщей свободы торговли; и в то время как все сентиментальные химеры подобного рода совершенно теряют свою силу, пролетарии всех наций без шума и громких фраз начинают действительно брататься под знаменем коммунистической демократии, так как «пролетарии в массе уже в силу своей природы свободны от национальных предрассудков, и всё их духовное развитие и движение по существу гуманистично и антинационалистично».