Основы теории международных отношений. История накопления знаний о международной сфере, страница 21

Для нас важно, что кроме этой основной идеи в «Граде божьем» есть также рассуждения о новом мироустройстве, где вместо мировой римской державы возникли бы малые по масштабам «правления народов» (страны) живущие в мирном соседстве. Августин писал, что власть церкви зависит от мощи империи. В то время это было очень актуально, Римская империя подверглась нападениям вандалов, и Августин умер в осажденном ими Гиппоне.

Помните как потом, с переменным успехом, развивалась борьба между светской и церковной властью? Римские папы сумели добиться положения, когда король королей. т. е. папа на церемонии коронации принимает от королей клятву верности и если он ее нарушает то папа отлучает короля от церкви. Символом этой победы папского престола стало преклонение императора Священной Римской империи Генриха IV перед папой Григорием VII, совершенное в замке Каносса графини Матильды Тосканской (область в Италии с центром во Флоренции) куда в январе 1077 г. отлученный от церкви и низложенный император явился вымаливать прощение у «наместника божия». Дальше - больше! Григорий VII сочинил такой, документ, - «Диктат папы» (27 статей), где папа объявлялся неподсудным, а князья обязаны были только ему, а не императору целовать ноги в знак повиновения.

Но все приятное кончается! Уже в 1080 г. император Генрих IV объявляет о низложении Григория VII, и занимает Рим, а в начале XIV в. французский король Филипп IV Красивый  устанавливает господство над папством и переносит столицу папы в г. Авиньон (Франция). Так процесс оформления национальных государств постепенно подтачивал моральные, духовные основы христианского мира. И это отразилось в работе другого крупнейшего богослова.

Фома Аквинский (1225-1274), или Томас Аквинатус, сын графа Ландольфа, рыцаря из окружения императора Священной Римской империи и знатной неаполитанки, был с четырех лет определен в монастырь бенедиктинцев, где в течение девяти лет прошел классическую школу (trivium) получив хорошие знания по грамматике, диалектике, риторике, блестяще освоив латинский язык. Затем учеба в Неаполитанском, Парижском университетах, защита степени магистра, создание ряда трудов , среди них «Комментарии к священному Писанию», чтение курсов лекций. в Кельне, Болонье, Неаполе..

В 1259 г. папа Урбан IV вызвал .Аквинатуса в Рим для работы над исследованием проблем католического богословия, результатом чего явился главный труд его жизни, трактат «Сумма богословия» (Summa theologiae) - систематическое изложение основ католического богословия.. Затем папа посылает Аквинского на самый важный участок - преподавание богословия в Парижский университет, который был тогда центром идеологической мысли, идеологическим центром Ватикана. Отметим, что этот теолог был и активным участником важного вселенского собора ( съезда высшего христианского духовенства), - II Лионского собора (1274 г.), На нем впервые принимали участие, помимо представителей церковной иерархии и светские государи или их послы. II Лионский собор принял важные, и светские по своему значению, международно-государственные решения (о «божьем мире», и др.).

Влияние папы на жизнь Аквинского не случайно. Вспомним, что монашество в христианстве оформилось в 3-4 вв., монах (греч. одинокий, отшельник) - представитель особой социальной группы. Монахи «уходят из мира», т. е. это отказ от имущества, безбрачие и разрыв со старыми родственными и социальными связями, прикрепление к определенному монастырю. А монашеский орден, это уже серьезная организация, объединение монахов со своим, утверждаемым папой уставом Ордена - верные слуги Ватикана, нередко выполняющие особо важные поручения.. Кстати, бенедиктинский орден возник самым первым, его устав был принят еще в конце VI в. в монастырях Италии. Аквинатус, взращенный бенедиктинцами, стал верным идеологическим бойцом церкви.