Генерал подчеркивает, что, война это крайняя степень проявления насилия, которое происходит, вытекает из политических отношений между людьми, война является «наиболее острым проявлением конфликта между ними, не имеющего, однако, другой природы, кроме человеческой». Любая война во все времена в человеческом обществе, - «война целых народов, и притом народов цивилизованных, - всегда вытекает из политического положения и вызывается лишь политическими мотивами. Она, таким образом, представляет собой политический акт».
К. Клаузевиц отмечает, что международные отношения, это отношения между государствами, и их политика является единой, целостной стратегической линией государства по отношению к внешнему миру. Война - всего лишь орудие политики, ее инструмент. Исходя из этого, он утверждал: «Если принять во внимание, что исходной данной для войны является определенная политическая цель, то естественно, что мотивы, породившие войну, являются первым и высшим соображением, с которым должно считаться руководство войной». И каким бы сильным не было воздействие военных соображений на намерения и направление политики, следует всегда помнить, что именно «политическое намерение является целью, война же только средством, и никогда нельзя мыслить средство без цели».
Таким образом, политическая цель, являющаяся первоначальным мотивом войны, служит мерилом как для цели, которая должна быть достигнута при помощи военных действий, так и для определения объема необходимых усилий. Поскольку мы имеем дело с реальностью, а не с отвлеченными понятиями, и политическую цель нельзя рассматривать абстрактно, саму по себе; она находится в зависимости от отношений обоих государств. Одна и та же политическая цель может оказывать весьма одинаковое действие не только на разные народы, но и на один и тот же народ в разные эпохи. Поэтому подчеркивает К. Клаузевиц, «политическую цель можно принимать за мерило, лишь отчетливо представляя себе ее действие на народные массы, которые она должна всколыхнуть. Вот почему на войне необходимо считаться с природными свойствами этих масс. Легко понять, что результаты нашего расчета могут быть чрезвычайно различны в зависимости от того, преобладают ли в массах элементы, действующие на напряжение войны в «повышательном направлении или в понижательном». Между двумя народами, двумя государствами может оказаться такая натянутость отношений, в них может скопиться такая сумма враждебных элементов, что совершенно ничтожный сам по себе политический повод к войне вызовет напряжение, далеко превосходящее значимость этого повода, и обусловит подлинный взрыв».
В книге «О войне» неоднократно подчеркивается, что все внутриполитические трения и разногласия не более чем нюансы, не ставящие под сомнение приоритет внешнеполитических задач государства. Например автор пишет: «Можно согласиться с тем, что целью политики является унификация и согласование всех аспектов деятельности внутренней администрации, а также духовных ценностей и иного, что мог бы добавить к этому специалист по этике. Разумеется, политика сама по себе - ничто. Она лишь выразитель всех этих интересов перед лицом внешнего мира».
Размышляя о природе конфликтов и войн сопровождающих всю историю цивилизации К. Клаузевиц пришел к однозначному выводу, что в основе политики ,и международной в том числе, лежит постоянство низменной и эгоистической натуры человека, и поэтому она (политика) может быть осмыслена в рациональных терминах и спланирована на основе определенных законов. Международную обстановку позволяют понять в общем устойчивые элементы, которые К. Клаузевиц определил, как целостная «троица». Это, во-первых, природные факторы, включающие в себя естественное насилие, ненависть и вражду. Во-вторых, это человеческая воля, свобода которой чрезвычайно важна и в то же время ограничена рамками естественных законов и игры случая. В-третьих, политика, как выражение рационального подхода к двум первым элементам. Таким образом, подводит итог К. Клаузевиц,, война «представляет собой странную троицу, составленную из насилия как первоначального своего элемента, ненависти и вражды, которые следует рассматривать как слепой природный инстинкт; из игры вероятностей и случая, что делает ее свободной душевной деятельностью; из подчиненности ее в качестве орудия политике, благодаря чему она подчиняется простому рассудку.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.