Основы теории международных отношений. История накопления знаний о международной сфере, страница 4

Каждый государь должен обладать личиной, другими словами великим искусством притворства и одурачивания. Любой правитель должен «обожать» свой народ и непрестанно думать о его благе. Вспомните фразу из сказки Л. Филатова: «утром мажу бутерброд, сразу мысль, а как народ? И икра не лезет в глотку и компот не льется в рот!».

Еще больше притворства необходимо и в сношениях с правителями других стран. В мировую литературу термин «макиавеллизм» вошел как синоним политики, которая пренебрегает нравственными правилами и считает всякое средство дозволенным, коль скоро оно ведет к желанной цели.. Имя Макиавелли стало нарицательным, ассоциируясь с идеологией политического цинизма и беспринципности.

Это не совсем корректно. Макиавелли последователен. С одной стороны он освобождал политического деятеля от необходимости соблюдать моральные нормы в борьбе за власть и в процессе ее осуществления, отождествляя ГОСУДАРСТВЕННЫЙ интерес с личностью государя. С другой стороны, он отнюдь не считал деспотическое правление лучшей формой государственности. Такой формой он считал республику. И народ, считал Макиавелли должен быть независимым и сильным и крепким, а не растленным духом, только тогда он способен хорошо сражаться.

Можно сказать что Макиавелли перевернул средневековое понимание политики. В соответствии с христианским мировоззрением любое историческое событие или поступок трактовались с позиции, - на все воля божья. Политикой правит провидение и весь историко-политический процесс - осуществление божьего промысла. А Макиавелли утверждает, что «богу богово а кесарю кесарево». И вместо религиозно-авторитарного понимания МО, вводит светское реалистично-прагматическое, в соответствии с которым политика - это воплощение свободной человеческой воли в рамках необходимости и возможности. Политику определяет не бог или христианская мораль, а практика, естественные законы жизни и человеческая психология.. Политическую деятельность определяют реальные интересы людей, корысть, жадность, тщеславие.

Вот эту смену религиозного понимания общества и политики на светское надо учитывать трактуя его тезис «цель оправдывает средства». Не буквально, мол любые средства хороши, а в таком смысле: «Божье провидение заменяется наличием реальной цели. Эта цель есть организующее  начало деятельности, в которой для данной цели должны подбираться наиболее эффективные, надежные средства

Таким образом великий флорентиец совершил подлинный переворот в изучении политики и международных связей, утверждая, что в основе их лежит не религиозное мировидение, не христианская мораль, а интересы и сила. Н. Макиавелли, объясняя логику межгосударственных отношений, показал, что государства различны по масштабам, по своей форме и между собой они находятся в естественном, природном состоянии, в котором нет ни законов, ни силы, которые стояли бы над государством. Определяющим в межгосударственных отношениях является фактор силы, состояние войны а не мира  Будучи реалистом, Макиавелли был убежден в неизбежности войн и не видел перспективы их искоренения. Война или мир вот два естественных, соответствующих их природе, состояния международных отношений.

Никколо Макиавелли многими исследователями считается основателем современной политологии, Он ввел в науку о политике ставший одним из основных в политической науке терминов - state (государство).А продолжая классическую традицию, он продолжал разрабатывать такие ее коренные идеи, постулаты, как принцип анархии в МО, принцип верховенства государства, теорию «баланса сил». и др.

В последней трети XVI в. размышления Н. Макиавелли о верховенстве государства подхватил, то же знакомый вам профессор юриспруденции, затем парижский адвокат, позже королевский прокурор в Лионе, автор известного вам сочинения «Метод легкого изучения истории» (1566)  ?   Жан Боден.