Основы теории международных отношений. История накопления знаний о международной сфере, страница 33

Вероятно философа сначала не очень интересовали людские проблемы, ибо он приступил к разработке гелиоцентрической гипотезы об образовании планетарной системы из первоначальной туманности, где Солнце является центром, вокруг которого вращаются планеты. Согласно оценке Ф, Энгельса, эта теория Канта «была величайшим завоеванием астрономии со времени Коперника. Впервые было поколеблено представление, будто природа не имеет никакой истории во времени».

В следующий период своей деятельности И. Кант занимался вопросами, разработка которых снискала ему славу родоначальника немецкой классической философии. Исходной предпосылкой понимания этики, т. е. норм морали, нравственности, как одной из форм общественного сознания, оказалось сложившееся у Канта под влиянием Руссо убеждение в том, что всякая личность - самоцель и ни в коем случае не должна рассматриваться как средство осуществления каких бы то ни было задач, хотя бы это были задачи всеобщего блага.. Отсюда И. Кант выводит основной закон этики - категорический императив: любой поступок будет моральным только в том случае, если он совершается единственно из уважения к нравственному закону.

Именно такое понимание оценки поступков людей, привело И. Канта к выводу, что величайшими целями человеческого рода являются достижение всеобщего правового гражданского состояния и установление состояния вечного мира между всеми государствами. Философ был уверен, что объективно мир развивается по пути морального совершенствования. «Моральное зло имеет то неотделимое от своей природы свойство, что по своим собственным целям оно внутренне противоречиво и саморазрушительно, и поэтому, «хотя и медленно, но уступает место моральному принципу добра».И Кант считал, что «объективно (в теории) не существует спора между политикой и моралью», он существует «субъективно, в эгоистических склонностях людей». Он видел в «согласии политики с моралью» основу будущего вечного мира.

Осуществлению этой цели И. Кант посвятил специальное сочинение «К вечному миру». Работа была демонстрацией несогласия с «классическим реализмом» Н. Макиавелли и Т. Гоббса, хотя он согласен с ними в оценке природы международных отношений: «состояние мира между людьми, живущими по соседству, не есть естественное состояние; последнее, наоборот, есть состояние войны, т. е. если и не беспрерывные враждебные действия, то постоянная их угроза; ...порочность человеческой природы, проявляется, в своем настоящем виде, в свободных отношениях государств». И. Кант не строил иллюзий насчет правителей, которые «никогда не могут пресытиться войной». Анархия в международных отношениях ведет к тому, что «государство, имеющее возможность не подчиняться никаким внешним законам, не будет ставить в зависимость от суда других государств тот способ, каким оно отстаивает по отношению ним свои права; и даже целая часть света, если она чувствует свое превосходство над другой, ни в чем ей, впрочем, не препятствующей, не замедлит ограбить или даже поработить последнюю для усиления своего могущества....Конечно, если нет свободы и основанного на ней нравственного закона и все, что происходит или может происходить, есть исключительно механизм природы, то политика (как искусство управления людьми) воплощает в себе всю практическую мудрость, а понятие права есть бессодержательная мысль».

А вот дальше, в своих рассуждениях И. Кант отходит от позиций Н. Макиавелли. Автор «Государя» отмечал, что правители руководствуются в общественных делах не нормами нравственности а соображениями целесообразности, «цель оправдывает средства». А немецкий философ, сформулировавший категорический императив в качестве универсального нравственного закона, отвергает макиавеллистский подход и доказывает , что понятие права, «безусловно, необходимо соединить с политикой и возвысить его до ограничительного условия последней» И. Кант делает свой выбор в пользу «морального политика», т. е. такого, который устанавливает «принципы государственной мудрости, совмещающиеся с моралью», и отвергает «политического моралиста, который приспосабливает мораль к потребностям государственного деятеля».