Основы теории международных отношений. История накопления знаний о международной сфере, страница 20

Христианское богословие выдвинуло идею универсальности жизненного пути всех смертных перед лицом единого и высшего Бога. Тем самым от привнесенного из животного (биологического) мира силового утверждения права каждой особи и рода на жизнь (борьба за существование) эта религия сделала шаг к другому пониманию жизни людей среди себе подобных, и , соответственно к становлению такого характера международных отношений. Утверждаясь на континенте, христианская церковь развивалось, духовно и политически боролаь за всеобщность, за единый «христианский мир», но ,на этом этапе, - в соответствии с христовой заповедью «богу-богово, а кесарю-кесарево», т. е. отделяло религию от политического миропорядка.

В 311 г. император Галерий даровал христианам свободу отправления культа, а в 313 году римскими императорами Константином и Лицинием принимается знаковый документ - Миланский эдикт, по которому христианам (как и сторонникам других религий) представлялся «свободный выбор следовать тому богослужению, какому захотят», христианской церкви возвращается ранее конфискованное имущество. Уже в IV в. христианство становится официальной религией Римского государства, церковь приобретает статус главенствующей религии  и идеологической основы Римской империи., постепенно превращается в значительную политическую силу. С этого времени много веков христианство борется со светской властью различных феодалов (Европа была разделена политически и административно на соперничающие и враждовавшие друг с другом княжества) фактически  за единую Европу. И это идеологически единое религиозное пространство - Христиания, должна возглавляться и управляться Ватиканом

Прецедент создал в 390 г. Святой Амбруз, архиепископ Миланский, публично осудивший императора Феодосия за совершенные по его указу убийства в Фессалониках. Впервые в истории римской церкви ее глава открыто признал призрачность евангелической границы, отделявшей духовную сферу от светской власти.

Христианское богословие конечно не занималось международными отношениями как таковыми. Но вы понимаете, что в европейской духовной и политической традиции осмысление отношений между народами было теснейшим образом связано с идеями и практикой христианства как идеологии и политической доктрины. Мы с вами в этом убедимся, знакомясь с работами известных теологов.

Первый из них - Аврелий Августин (354-430) - основоположник христианской философии истории. Иногда его называют Августин Блаженный. В отличие от нынешнего понимания этого термина (чудаковатый, глуповатый) буквально это определяется как «в высшей степени счастливый человек». Ну а в христианской церкви «блаженный» - это причисленный к лику святых (процесс беатификации). Интересно, что Августин в молодости был «язычником» и с увлечением изучал античную философию и воспринял элементы стоицизма и неоплатонизма, и лишь в возрасте 33 лет (возраст Христа!) он принял христианство и вскоре стал епископом г. Гиппона, что в Северной Африке. Именно Августин привнес идеи классической философии в христианское богословие.

В 426 г. выходит в свет его трактат «О граде божьем», где, на основе библейских сказаний излагается христианская концепция мировой истории. Человечество разделено на «два града»: град небесный, божий, град духовной общности, основанный на любви к богу, представителем которого является церковь, и град земной (живущих во плоти), где все социальные, государственные и правовые учреждения представлялись средством греховности человека. (достояние дьявола).Всякая истинная власть идет от Бога, и таким образом, светские властители должны получать власть от «наместников божьих» - римских понтификов (лат. первосвященники). «И так как попечение об общем благе - обязанность тех, кто обладает властью, их дело блюсти общее благо города, королевства или провинции, вверенных им....Истинная религия не ищет мотивы возвеличения или жестокости, но действует с целью защитить мир, наказать злодеев и возвысить добро. Ибо может случиться, что война объявлена законной властью и во имя справедливой цели, но становится незаконной из-за злого умысла».