Основы теории международных отношений. История накопления знаний о международной сфере, страница 34

Трактат «К вечному миру» базируется на весьма реалистической основе. И. Кант уверен, что, в принципе, установление общественного договора между государствами на основании всеобщей воли возможно, но предполагает, что «на практике нельзя рассчитывать на иное начало правового состояния, кроме принуждения». Кроме того, что бы этот договор был действующим, необходимо предварительно (прелиминарно) подписать в обязательном порядке несколько важнейших статей а именно:

1)ни один мирный договор не должен считаться таковым, если при его заключении была сохранена открытая возможность новой войны;

2)ни одно самостоятельное государство (большое или малое, это безразлично) ни путем наследования или обмена, ни в результате купли или дара не должно быть приобретено другим государством;

3)постоянные армии... со временем должны полностью исчезнуть;

4)государственные долги не должны использоваться во внешнеполитической борьбе;

5)ни одно государство не должно насильственно вмешиваться в вопросы правления и государственного устройства других государств;

6)ни одно государство во время войны с другим не должно прибегать к таким враждебным действиям, которые сделали бы невозможным взаимное доверие в будущем, в мирное время, как, например, посылка убийц..., отравителей..., нарушение условий капитуляции, подстрекательство к измене..., в государстве неприятеля и т. д.

Подписание и соблюдение этих обязательных статей дает основания для развития мирных отношений между странами. Но Кант реалист и понимает, что «состояние мира между людьми, живущими по соседству, не есть естественное состояние...последнее, наоборот, есть состояние войны, т. е. если и не беспрерывные враждебные действия, то постоянная их угроза» Следовательно для формирования новой международной системы необходимо подписание еще трех дефинитивных (окончательных) статей вечного мира:

1)гражданское устройство каждого государства должно быть республиканским, основанным, «во-первых, на принципах свободы членов общества (как людей), во-вторых, на принципах зависимости всех (как подданных) от единого общего законодательства и, в -третьих, на законе равенства всех (как граждан)»;

2)международное право должно быть основано на федерализме свободных государств, на союзе народов, который можно назвать союзом мира и который отличался бы от мирного договора тем, что последний стремится положить конец лишь одной войне, тогда как первый - всем войнам и навсегда;

3)право всемирного гражданства должно быть ограничено условиями всеобщего гостеприимства, и здесь, как и в предыдущих статьях речь идет не о филантропии, а о праве и гостеприимство означает право каждого иностранца на то, чтобы тот, в чью страну он прибыл, не обращался бы с ним как с врагом...Таким образом, отдаленные части света могут войти друг с другом в мирные отношения, которые впоследствии могут превратиться в публично-узаконенные, и таким путем все более и более приближать род человеческий к всемирно-гражданскому устройству.

В приложении к трактату Кант, размышляя о разногласиях между моралью и политикой, приходит к убеждению, что «моральный политик будет исходить из следующего принципа: если в государственном устройстве или отношениях между государствами будут обнаружены какие-либо недостатки...,то по возможности скорейшее их исправление и приведение в соответствии с естественным правом (согласно разуму) является долгом, а для глав государств (каких бы жертв их эгоизму это не стоило), в особенности...Истинная политика не может сделать шага, не присягнув заранее морали. Здесь нет середины и нельзя измышлять прагматически обусловленного права (нечто среднее между правом и пользой), но всей политике следует преклонить колени перед правом, и она может надеяться, что достигнет, хотя и медленно, ступени, где она будет непрестанно блистать».

Как видно, построенная И. Кантом дорога к новой международной системе есть не что иное как движение международного сообщества к «общечеловеческому государству», всемирной федерации, устроенной по «праву всемирного гражданства». Вспомните идеи космополиса античных киников и стоиков!