Основы теории международных отношений. История накопления знаний о международной сфере

Страницы работы

Содержание работы

ЛЕКЦИИ ПО КУРСУ

«ОСНОВЫ ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

РАЗДЕЛ I ИСТОРИЯ НАКОПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ О МЕЖДУНАРОДНОЙ СФЕРЕ.

Во вводной лекции мы отмечали, что уже в процессе формирования примитивных, но уже в определенной степени организованных обществ, существовали и отношения между ними, как зачатки будущих международных отношений. На самых ранних исторических этапах это были отношения межплеменные, межродовые, межклановые, сначала локальные, затем региональные а потом и в рамках континентов. И на протяжении тысячелетий правители и мыслители пытались понять их природу, причины возникновения конфликтов и войн и путей достижения мира между народами.

Последние столетия эти поиски развивались в рамках политологии, истории, международного права. В 20-е годы XIX в. англичанин Иеремия Бентан вводит в оборот термин «международные отношения» (МО), понимая под этим общение между государствами. И только после второй мировой войны исследование МО стало выделяться в самостоятельную науку. Формально возникновением науки «теория международных отношений» (ТМО) принято считать создание в Уэльском университете (в г. Эйберсвите) первой кафедры по истории и теории МО в 1919 г. Вскоре появляются другие кафедры (в основном в университетах Великобритании и США), появляется учебная дисциплина и программы соответствующих учебных курсов под названиями: «теория международных отношений», «международно-политическая теория», «международные отношения». Оформляются и первые исследовательские центры, где развиваются и обобщаются исследования по новому научному направлению.

Мы отмечали, что одной из особенностей нашей науки является отсутствие единой теории. По сути, «ТМО» - это особая автономная дисциплина в которой сосуществуют и полемизируют между собой различные теоретические школы, как совокупность философских, политических, экономических взглядов идей и представлений о природе, принципах, сущности и перспективах взаимоотношений народов и государств.

Но при всем разнообразии взглядов и подходов, есть несколько устойчивых парадигм, мыслительных традиций анализа международных отношений, имеющих глубокие исторические корни. Договоримся, что мы будем использовать термины «традиции». и «парадигмы» как синонимы. Автор термина «парадигма» американский историк и философ Томас Кун в своей работе двадцать один раз использует его в разных значениях, что слегка путает читателей. Обычно под парадигмой понимается совокупность значительного числа общих допущений, разделяемых определенной частью специалистов.

Ближайшие лекции будут посвящены краткому анализу многовековой истории накопления знаний о международной сфере. Мы обратимся к античности, средневековью и новому времени, к их обычаям и нравам, взглядам и разуму, в которые корнями уходит наша цивилизация, чтобы освоить исторический опыт и познать уроки истории. Цицерон оставил нам в наследство прекрасные слова: «Не знать, что случились до твоего рождения, - значит всегда оставаться ребенком».

Мы постараемся понять «из первых рук», т. е. на основании оставшихся документов, какое место занимали проблемы войны и мира в жизни людей тех исторических эпох. Из глубин народной жизни во времена разложения родового строя, ожесточенных войн, в период перехода от культа природы к обоготворению «власть имущих» возник героический эпос Гомера, навсегда ставший сокровищницей и источником познания жизни. «Илиада» и «Одиссея» - это песнь о войне и мире, об испытаниях, обнаруживающих лучшие силы души. В этих поэмах воспеваются подвиги воинственных царей, рассказывается о добродетелях и слабостях смертных. Гомер прославляет войну, идея которой доминирует в «Илиаде», однако он же и проклинает ее страшные бедствия, ее кровавое лицо и надругательство над человеческим достоинством. Войны, считавшиеся орудием божественной воли, в то же время становились подмостками, на которых разыгрывалась человеческая драма

Тема 1. Классическая традиция изучения МО.

Это одна из ключевых или «канонических» традиций (парадигм), которая еще называется традиция политического реализма. Приятно, что основоположник классической традиции наш знакомый. В курсе «Основы геополитики» мы отмечали, что, по справедливости, отцом истории следует считать не Геродота а Фукидида ( 460 - 400 г. до н. э.), который впервые принципиально отказался от рационализации мифов и от вмешательства сверхъестественных сил в исторический процесс. Именно он стал строить свои исследования на базе документальных источников и применять метод обратного умозаключения (историко-описательный или интуитивно-логический). Любопытно, что до сих пор историческая наука не нашла у Фукидида ни одного неправильного исторического сообщения.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
403 Kb
Скачали:
0