Основы теории международных отношений. История накопления знаний о международной сфере, страница 12

Следующий пункт проекта аббата был не менее прогрессивным. Усиление взаимосвязей и взаимозависимости государств вызывают возникновение «общих интересов» государств и, соответственно, к необходимости и целесообразности создания международной организации в виде «федерации». Порядок ее работы должен предусматривать обязательное участие в ней всех значительных (крупных) государств, а право выхода из федерации - ограниченным полномочиями этой международной организации подчинением государств -членов общему решению об участии в международных действиях, что должны были гарантировать международный судебный трибунал и международная армия.

Обратите внимание, аббат трезво оценивал реальности политической практики, понимал, что международное право может принести вред тому, кто его соблюдает, если другие нарушают его. В проекте «вечного мира», представленного Утрехтскому конгрессу предусматривались совместные действия 14 европейских государств (которые предположительно составят эту организацию) против тех членов федерации (Европейского союза), которые нарушают его постановления и будут готовиться к войне или развяжут ее без объявления.

Вот основные положения, пункты проекта. И теперь на примере позиции Ж. Руссо нам станет ясно, чем отличается классическая традиция от второй, не менее древней в истории международной политической мысли либерально-идеалистической традиции, которую представлял и аббат Ш. Де Сен-Пьер.

Французский писатель, хотя и восхищался трудом Сен-Пьера, однако расценивал его проект всего лишь как прекрасную мечту (другие же философы, как, например, Лейбниц и Вольтер, отказывали ему даже в этом).Кратко говоря, в возможность заключения общественного договора между нациями и создания какой-то эффективной «федерации» Руссо не верил. Он развивал темы национального интереса, отмечал, что в направлении гармонии интересов, учета потребностей других стран «самодержцы и их министры доброй воли никогда не проявят». Поэтому Ж. Руссо оценил труд аббата о вечном мире как «основательную и разумную книгу», но бесполезную для создания европейского альянса» и, в общем, как «продукт достаточно абсурдный». Почему?

Ж. Руссо напоминает, что проект аббата не был принят участниками Утрехтского конгресса. И не потому, что он был «нехорош». Напротив, он был «слишком хорош, чтобы быть принятым, ибо зло и злоупотребления, выгодные стольким людям, входят в жизнь сами собой, то же, что полезно обществу, внедряется только силой, так как частные интересы тому почти всегда противостоят» Предложенные Сен-Пьером средства воплощения его проекта в жизнь «свидетельствуют о наивности автора, потому, что все заботы королей или тех, кому они передоверяют свои функции, направлены на достижение двух целей: расширение их власти вовне государства и превращение ее в еще более абсолютную внутри страны». В общем, как считал французский мыслитель, аббат де Сен-Пьер «судил как ребенок» о способах обеспечения международного мира. «Согласимся же, что взаимоотношения европейских держав в точности характеризуются состоянием войны и что все частные соглашения между некоторыми из них - это скорее быстропроходящие передышки, нежели подлинный мир, вследствие того, что эти соглашения обычно гарантируются лишь самыми договорившимися сторонами, или оттого, что права их никогда не регулируются радикальным образом...»

Таким образом Ж. Руссо, больше склоняется к мысли, что мир можно установить, опираясь на свою силу и отстаивая свои национальные интересы. Коль нет  в реальной политической жизни «сочетания , взаимодействия интересов и доброй воли самодержцев, это может заменить только сила, а тогда дело уже не в увещеваниях, а в принуждении, и не книги надо писать, а собирать войска. Кстати, поэтому французский философ  считал более реальным предложенный в начале XVII в. французским королем Генрихом IV (и подготовленный министром герцогом Сюлли) проект христианской республики, направленный на ослабление господства в Европе Испанского королевства. В том проекте «особые выгоды каждого участника европейского союза» (их национальные интересы) были прописаны более весомо и « в самом привлекательном виде».